МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ЗАДАЧИ ПО АЛГЕБРЕ
Кузнецова Оксана Валентиновна, учитель математики
БОУ "Нюксенская СОШ". село Нюксеница
Аннотация. В статье рассматриваются методы формирования и оценки математической грамотности учащихся на уроках алгебры через решение задач. Описываются подходы, направленные на развитие навыков анализа, логического мышления и умения применять математические знания для решения реальных задач. Приводятся примеры типов заданий и критерии их оценки, способствующие эффективному формированию математической грамотности.
Ключевые слова: математическая грамотность, задачи по алгебре, оценка, логическое мышление, анализ, реальная задача, критерии оценки.
Математическая грамотность является важным компонентом современного образования, так как она определяет способность учащихся применять математические знания и навыки для решения реальных задач. На уроках алгебры этот аспект выходит на первый план, поскольку алгебраические задачи часто требуют не только вычислительных навыков, но и умения анализировать ситуацию, делать выводы и выбирать правильные методы решения. Формирование и оценка математической грамотности через задачи по алгебре требует внедрения различных методов и подходов, которые помогают учащимся развивать математическое мышление и применять его в повседневной жизни.
Формирование математической грамотности на уроках алгебры начинается с внедрения задач, которые связаны с реальной жизнью и требуют применения математических знаний для их решения. Например, задачи на составление уравнений на основе реальных ситуаций, таких как расчёты при планировании бюджета, построение графиков роста и снижения стоимости товаров, или вычисления для прогнозирования расходов, помогают учащимся понять, как математика применяется в повседневной жизни.
Контекстные задачи, основанные на реальных ситуациях, играют ключевую роль в формировании математической грамотности. Например, задачи на движение, расчёт процентов или объёмов не только развивают умение работать с алгебраическими выражениями, но и учат школьников анализировать различные сценарии и находить наилучшие решения. Важно, чтобы задачи включали не только расчёты, но и элементы анализа, где ученикам предлагается обосновать свой выбор метода или привести аргументы в пользу определённого решения. Это помогает развивать не только вычислительные навыки, но и логическое мышление.
Работа с моделями и графиками также является важным элементом в развитии математической грамотности. Например, учащиеся могут использовать алгебраические уравнения для построения графиков, которые иллюстрируют динамику роста или изменения в различных процессах. Это помогает школьникам лучше понимать взаимосвязи между математическими выражениями и реальными явлениями. Такие задачи способствуют развитию навыков интерпретации данных и их анализа.
Моделирование реальных ситуаций с помощью алгебры позволяет учащимся использовать математические инструменты для решения сложных задач, что способствует углублению их знаний и формированию более глубокого понимания предмета. Например, ученики могут решать задачи, связанные с расчетом затрат на строительство, оптимизацией бизнес-процессов или прогнозированием изменений на рынке, используя уравнения, системы уравнений или неравенства. Это не только развивает их математические навыки, но и учит применять их в реальных ситуациях.
Критическое мышление играет важную роль в процессе решения задач по алгебре. Учащиеся должны уметь выбирать наиболее эффективные методы решения, анализировать результат и проверять его корректность. Учителя могут предложить задачи с лишними данными или несколько возможных путей решения, что стимулирует учащихся обдумывать свои шаги и делать осознанный выбор. Такой подход развивает способность к оценке различных математических ситуаций и повышает уровень математической грамотности.
Методы оценки математической грамотности включают как традиционные формы проверки знаний (тесты, контрольные работы), так и более современные подходы, такие как проектная деятельность и выполнение задач с реальными ситуациями. Оценка должна быть направлена на проверку не только правильности вычислений, но и на оценку умения школьников применять математические знания для решения задач из реальной жизни. Например, можно использовать комплексные задания, где учащиеся должны рассчитать оптимальный маршрут движения с учётом различных условий (расстояние, время, стоимость) или разработать план по снижению затрат на производство с использованием математических моделей.
Учащийся должен правильно выбрать и применить метод решения задачи, выполнив все вычисления и доказав их обоснованность.
Учащийся должен уметь проанализировать условия задачи, выделить ключевые элементы и предложить оптимальные пути решения.
Важным является не только правильность результата, но и умение обосновать выбор метода решения, объяснив, почему данный подход является наиболее подходящим.
Задачи, связанные с реальными ситуациями, должны оцениваться по тому, насколько учащийся способен применять математические знания для решения практических проблем.
Задача на оптимизацию. Ученикам предлагается задача по расчету наилучшего маршрута доставки товаров, учитывая расстояние, время и стоимость транспортировки.
Задача на расчеты процентов. Учащиеся должны рассчитать, сколько процентов бюджета нужно сэкономить, чтобы накопить на крупную покупку за определённый период времени.
Задача на моделирование. Составление и решение уравнений для планирования затрат на производство с учётом изменения цен на материалы и трудовые ресурсы.
Подводя итог вышесказанного, можно утверждать, что формирование и оценка математической грамотности на уроках алгебры требует использования задач, основанных на реальных жизненных ситуациях, моделирования, анализа и критического мышления. Важность контекстных задач и правильная оценка их выполнения способствуют развитию у учащихся не только математических знаний, но и навыков, которые пригодятся им в повседневной жизни.
Список литературы
Рослякова, Л. А. Подходы и задания, способствующие формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках математики / Л. А. Рослякова. —
Текст:
непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 16 (463). — С. 339-341.
Стульева, Л. Э. Роль задач с практическим содержанием на уроках алгебры в 7 классе / Л. Э. Стульева. —
Текст:
непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 2.1 (48.1). — С. 25-26.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат