Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Развитие творческих способностей учащихся через литературное творчество. Работа №70610

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Развитие творческих способностей учащихся через литературное творчество
Работа:
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Долбенчук Светлана Ивановна, учитель русского языка и литературы
МБОУ "СОШ № 19 с. Луганское Красноармейского района Саратовской области"
Аннотация: Статья посвящена вопросам развития творческих способностей учащихся через литературное творчество. Рассматриваются основные методы и приемы, которые помогают учителю развивать креативное мышление у школьников, используя литературные тексты и собственные письменные работы учеников. Приводятся примеры заданий, направленных на развитие воображения, ассоциативного мышления и языковых навыков. Уделяется внимание значимости индивидуального подхода и создания условий для самовыражения учеников.
Ключевые слова: литературное творчество, творческие способности, воображение, креативное мышление, письменные работы, литературные задания, самовыражение.
Литературное творчество занимает особое место в системе школьного образования, играя ключевую роль в развитии творческих способностей учащихся. Русский язык и литература как учебные дисциплины предоставляют учителю уникальные возможности для раскрытия потенциала школьников через творчество. Важность литературного творчества заключается не только в развитии письменной речи, но и в формировании у детей умения выражать свои мысли, чувства, взгляды на мир, что способствует их духовному росту и развитию креативного мышления.
Одним из основных способов развития творческих способностей является работа с воображением учащихся. На уроках литературы и русского языка учитель может предложить задания, направленные на развитие ассоциативного мышления. Например, задание "Что случилось с героем после окончания рассказа?" помогает детям углубляться в изученный текст, развивать фантазию и создавать собственные литературные сюжеты. Это упражнение стимулирует творческое мышление, побуждает учеников находить неожиданные ходы для продолжения истории, анализировать мотивы героев и предлагать свои решения.
Интересным примером развития творческих способностей является написание сочинений на свободную тему или по картине. Учитель может предложить ученикам выбрать одно из предложенных изображений и придумать к нему историю. Такой вид работы помогает развивать воображение, тренировать навыки описания, а также умение строить связные и последовательные тексты. Например, задание "Напишите историю о том, что изображено на картине И.Левитана Золотая осень позволяет ученикам не только проявить своё видение природы, но и учит их передавать настроение, атмосферу, что является важным компонентом литературного творчества.
Для того чтобы развивать творческие способности учащихся, важно создавать условия для их самовыражения. Одним из эффективных методов является написание стихотворений. Важно не ставить перед детьми жестких рамок, а наоборот, предоставить им свободу в выборе тем и формата. Написание стихотворений позволяет развивать у учеников чувство ритма, звуковую гармонию и ассоциативное мышление. Например, задание "Напишите стихотворение о любимом времени года" может помочь детям выразить свои чувства и эмоции, обогатить их словарный запас и развить художественное мышление.
Еще один способ развивать креативность – это работа с текстами классических произведений через элементы литературного анализа и трансформации. Учитель может предложить ученикам изменить жанр известного произведения, например, превратить прозаическое произведение в поэтическое или переписать концовку рассказа в стиле фантастики. Такой подход не только способствует развитию творческого мышления, но и помогает ученикам лучше понять структуру и логику литературного произведения.
Для развития творческих способностей важно использовать элементы коллективного творчества. Одним из эффективных методов является коллективное написание рассказов или сочинений. Ученики могут по очереди добавлять фрагменты текста, что способствует развитию навыков сотрудничества, умению прислушиваться к идеям других и вносить свои креативные предложения. Например, задание "Напишите коллективное произведение в жанре сказки" позволяет каждому ученику почувствовать себя соавтором и развивать фантазию в непринужденной обстановке.
Работа с художественными образами также является важным инструментом для развития творческих способностей. Учитель может предложить задание на создание метафор или символов для описания различных понятий или эмоций. Это помогает развивать ассоциативное мышление, умение видеть мир под другим углом. Например, можно предложить ученикам придумать собственные метафоры для описания таких понятий, как "радость", "грусть", "любовь", что позволяет им проявить свой творческий потенциал и раскрыть свои чувства через язык.
Также важным элементом в развитии творческих способностей является использование метода ролевой игры. Ученики могут взять на себя роли литературных героев и разыграть сцену или придумать продолжение к сюжету. Этот подход помогает детям глубже погрузиться в текст, развивать творческое воображение, а также навыки публичных выступлений. Например, можно предложить школьникам разыграть сцену из пьесы А.П. Чехова "Вишневый сад", а затем обсудить, как их персонажи могли бы поступить в будущем.
Использование современных цифровых технологий может способствовать развитию литературного творчества. Например, учитель может предложить ученикам создать собственные блоги, в которых они смогут публиковать свои литературные работы. Такой формат позволяет развивать навыки письменной речи, умение структурировать мысли, а также способствует повышению интереса к литературному творчеству за счет использования современных средств коммуникации. В блоге учащиеся могут размещать свои эссе, рассказы, стихи и обсуждать их с одноклассниками, что стимулирует их к развитию.
Нельзя забывать и о важности обратной связи в процессе творческого обучения. Учителю важно поддерживать творческие начинания учеников, поощрять их к созданию новых произведений, а также корректировать, направлять и помогать. Литературное творчество требует терпения и поддержки со стороны педагога, который должен создавать атмосферу, способствующую свободному самовыражению.
Таким образом, развитие творческих способностей учащихся через литературное творчество – это важный элемент образовательного процесса. Литературные задания помогают школьникам формировать креативное мышление, учат их видеть мир под другим углом и выражать свои эмоции через слово. Преподаватель может использовать разнообразные методы и приемы, такие как работа с воображением, написание стихотворений, коллективное творчество и цифровые инструменты, чтобы создать условия для творческого роста каждого ученика.
Список литературы
Брянцева О.Н. Литературно-художественное и патриотическое развитие учащихся старшей школы в процессе словесного творчества // Вестник МГУКИ. 2015. №5 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/literaturno-hudozhestvennoe-i-patrioticheskoe-razvitie-uchaschihsya-starshey-shkoly-v-protsesse-slovesnogo-tvorchestva
Махова О.В. Творческая составляющая в системе возрастных изменений старшего школьного возраста // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. №43. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskaya-sostavlyayuschaya-v-sisteme-vozrastnyh-izmeneniy-starshego-shkolnogo-vozrasta
Шавалеева К.А., Семенова Ю.А. Работа с творческими приёмами на уроках литературы в школе // Ученые записки Шадринского государственного педагогического университета. 2023. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rabota-s-tvorcheskimi-priyomami-na-urokah-literatury-v-shkole
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×