Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Методы формирования у детей с ОВЗ положительной мотивации к учебной деятельности. Работа №70626

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Методы формирования у детей с ОВЗ положительной мотивации к учебной деятельности
Работа:
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Антонова Наталья Александровна, воспитатель
КГОБУ "Ракитненская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
Аннотация: В статье рассматриваются методы формирования положительной мотивации к учебной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях коррекционной школы. Описаны основные подходы и приемы, которые помогают воспитателям развивать у воспитанников интерес к обучению, уверенность в своих силах и стремление к саморазвитию. Приведены примеры практических ситуаций, демонстрирующих успешное применение различных методов мотивации.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, учебная деятельность, положительная мотивация, коррекционная школа, индивидуальный подход, методы воспитания.
Формирование положительной мотивации к учебной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одной из ключевых задач воспитательной и педагогической работы в коррекционной школе. Мотивация играет важную роль в успешности образовательного процесса, так как именно через интерес к обучению дети развивают свои навыки, приобретают знания и стремятся к достижению целей. Однако для детей с ОВЗ учебная деятельность может быть особенно сложной из-за физических и психических особенностей, что затрудняет процесс мотивации и требует использования специальных методов.
Одним из наиболее эффективных методов формирования положительной мотивации у детей с ОВЗ является индивидуальный подход. Каждый ребёнок уникален и имеет свои особенности в восприятии и обучении, поэтому воспитатель должен строить занятия с учётом этих особенностей. Например, если ребёнку с нарушениями интеллекта сложно выполнять стандартные задания, можно адаптировать их, разбив на более простые шаги. Положительное подкрепление за выполнение каждого шага поможет ребёнку осознать свои успехи и почувствовать уверенность в своих силах. Простой пример — при обучении письму вместо написания целого слова, ребёнок сначала учится писать одну букву, а затем последовательно добавлять к ней другие. Такой метод помогает ребёнку осваивать новые навыки, не теряя мотивации из-за сложности задания.
Важную роль в мотивации играет похвала и признание достижений ребёнка. Для детей с ОВЗ, которые часто сталкиваются с трудностями в обучении, крайне важно получать положительную обратную связь. Воспитатель должен отмечать даже самые маленькие успехи и прогресс, чтобы ребёнок чувствовал, что его усилия не остаются незамеченными. Например, если ребёнок научился правильно выполнять простое задание, важно не просто отметить это словами, но и предоставить ему возможность продемонстрировать свои успехи перед классом или родителями. Это не только повысит уверенность ребёнка в себе, но и усилит его стремление к дальнейшему обучению.
Использование игр в учебном процессе также является мощным инструментом мотивации. Для детей с ОВЗ игровой формат помогает сделать обучение более увлекательным и доступным. Игры снимают напряжение и помогают создать позитивную эмоциональную атмосферу, в которой дети легче воспринимают учебный материал. Например, для детей с нарушениями слуха и речи можно использовать карточные игры, где необходимо сопоставить картинку и слово или жест. Такая игровая форма помогает не только развивать учебные навыки, но и поддерживать интерес к процессу обучения.
Не менее важно учитывать личные интересы ребёнка при организации учебной деятельности. Дети с ОВЗ, как и любые другие дети, имеют свои увлечения и хобби, и воспитателю стоит использовать их для поддержания мотивации. Например, если ребёнок увлекается животными, можно организовать задания на эту тему — рисовать животных, читать о них или составлять рассказы. Это позволяет ребёнку погружаться в учебный процесс с большим интересом, так как он видит связь между своими увлечениями и обучением.
Особую роль в формировании мотивации играет коллективная работа. Дети с ОВЗ часто испытывают трудности в общении и взаимодействии с ровесниками, однако участие в коллективных проектах помогает им развивать коммуникативные навыки и одновременно усиливает мотивацию к учебной деятельности. Воспитатель может организовать совместные задания, где каждый ребёнок вносит свой вклад. Например, можно провести групповое занятие по созданию общего рисунка, где каждый ребёнок будет рисовать отдельную часть картины. Увидев результат совместных усилий, дети почувствуют себя частью команды, а это усилит их интерес к участию в дальнейшем учебном процессе.
Методика поощрений и система наград также способствуют развитию положительной мотивации. Речь идёт не только о материальных поощрениях, таких как игрушки или сладости, но и о символических наградах, например, значках за успешное выполнение заданий или "медалях" за особые достижения. Для детей с ОВЗ важно, чтобы их достижения признавались и были видны не только им самим, но и окружающим. Создание системы символических наград поможет детям стремиться к новым успехам и повышать свою мотивацию.
Важным фактором является поддержка семьи. Родители играют ключевую роль в процессе мотивации ребёнка к обучению. Воспитатель должен активно взаимодействовать с семьёй, помогать родителям понимать особенности учебной деятельности ребёнка с ОВЗ и давать рекомендации по созданию дома благоприятной учебной атмосферы. Например, родителям можно предложить организовать дома учебный уголок, где ребёнок сможет заниматься в комфортной обстановке. Это поможет детям чувствовать поддержку и участие семьи в их образовательном процессе.
Использование мультимедийных технологий также может стать важным инструментом в процессе мотивации. Для детей с ОВЗ использование интерактивных досок, обучающих программ и приложений делает учебный процесс более увлекательным и доступным. Например, интерактивные игры, где нужно решить задачи с помощью сенсорного экрана или выбрать правильные ответы, позволяют детям с нарушениями интеллекта или речи лучше воспринимать учебный материал через визуальные и тактильные стимулы. Важно, чтобы такие технологии использовались систематически, помогая детям легче осваивать новые знания.
Таким образом, процесс формирования положительной мотивации к учебной деятельности у детей с ОВЗ требует системного и комплексного подхода, включающего индивидуализацию заданий, использование игровых методик, поощрений и активное взаимодействие с семьёй. Каждый ребёнок с ОВЗ нуждается в особом внимании и поддержке, чтобы поверить в свои возможности и получить стимул для дальнейшего обучения. Воспитатели в коррекционных школах играют важнейшую роль в этом процессе, создавая условия, при которых обучение становится для ребёнка не источником стресса, а интересным и увлекательным процессом.
Список литературы
Игнатьев В.М., Потоцкая Е.А. Мотивация: виды, функции и факторы // Экономика и социум. 2014. №4-3 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-vidy-funktsii-i-faktory
Кашурина Л.Ф., Плюснина И.В. Мотивация как эффективный способ вовлечения ребенка с ОВЗ в образовательную деятельность // Форум молодых ученых. 2018. №2 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-kak-effektivnyy-sposob-vovlecheniya-rebenka-s-ovz-v-obrazovatelnuyu-deyatelnost
Сибиряков А.В., Кулмурзаев Н.М., Шайдуллаев Р.Б., Макамбаева Д.И. Особенности воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vospitaniya-i-obucheniya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×