Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Методы работы по формированию навыков взаимодействия и сотрудничества у детей с ОВЗ. Работа №70628

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Методы работы по формированию навыков взаимодействия и сотрудничества у детей с ОВЗ
Работа:
МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА У ДЕТЕЙ С ОВЗ
Антонова Наталья Александровна, воспитатель
КГОБУ "Ракитненская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
Аннотация: В статье рассматриваются методы формирования навыков взаимодействия и сотрудничества у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Описываются основные принципы коррекционной работы, направленной на развитие коммуникационных и социальных умений у детей с различными нарушениями. Приводятся примеры конкретных методик, которые воспитатели могут применять в своей практике. Особое внимание уделяется индивидуальному подходу и созданию условий, способствующих успешной социализации детей с ОВЗ.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, взаимодействие, сотрудничество, коррекционная педагогика, социальные навыки, методы работы, социализация.
Формирование навыков взаимодействия и сотрудничества у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — одна из главных задач воспитателя коррекционной школы. Дети с ОВЗ нередко испытывают сложности в социальной адаптации, что выражается в нарушениях коммуникации, проблемах с установлением контактов с окружающими, а также в затруднениях при выполнении коллективных задач. Развитие этих навыков не только помогает им успешнее социализироваться, но и влияет на общее развитие личности, способствует формированию уверенности и чувства принадлежности к сообществу.
Работа по формированию навыков взаимодействия требует от воспитателя применения специальных методов и подходов, адаптированных к особенностям каждого ребёнка. Важно учитывать, что дети с различными нарушениями — это разнородная группа, поэтому подходы, работающие для одних, могут оказаться неэффективными для других. Тем не менее, существуют универсальные методики, которые можно адаптировать в зависимости от конкретных особенностей ребенка.
Одним из ключевых методов является игровая деятельность, которая позволяет детям учиться взаимодействовать в непринуждённой обстановке. Игры, в которых требуется выполнение совместных действий, позволяют детям развивать навыки общения, взаимопомощи и умение работать в команде. Для детей с задержкой психического развития (ЗПР) подойдут простые коллективные игры, где необходимо по очереди выполнять действия, например, передавать мяч или строить башню из кубиков. Такие игры развивают не только физические и когнитивные способности, но и формируют умение следовать правилам и учитывать действия других.
Примером успешного применения игры является использование метода Круг радости, где дети по очереди говорят что-то хорошее о своем соседе, передавая ему игрушку. Это не только учит детей слушать и высказываться, но и развивает навыки позитивного общения, помогает формировать у них эмпатию и чувство взаимоподдержки.
Для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) эффективными являются игры, в которых используются визуальные опоры и карточки. Такие игры помогают снизить тревожность и улучшить понимание происходящего. Например, игра Найди пару с картинками, где ребёнку нужно сопоставить карточки с изображением действий (например, картинка с мальчиком, который подает руку другу) помогает лучше понять социальные нормы и развивает способность к взаимодействию.
Второй важной методикой является обучение через моделирование ситуаций. Этот метод предполагает проигрывание жизненных ситуаций, с которыми дети могут столкнуться в повседневной жизни. Например, ситуация как попросить помощь у взрослого может быть представлена как ролевая игра, в которой ребёнок учится правильно выражать свои просьбы, обращаясь за поддержкой. Для детей с нарушениями речи такие игры могут сопровождаться использованием жестов или альтернативных средств коммуникации, что помогает преодолеть барьеры в общении.
Можно привести в пример игру В магазине, где детям предлагается купить товар у продавца. В процессе игры дети учатся задавать вопросы, выражать свои желания, обмениваться репликами и соблюдать очередь. Важно поддерживать и поощрять каждого ребенка за правильное выполнение действий, помогая тем, кто испытывает трудности.
Еще одним эффективным методом является методика поощрения сотрудничества. Она предполагает создание ситуаций, в которых успех возможен только при совместных усилиях детей. Например, задания, где для выполнения задачи нужно объединить усилия нескольких участников (коллективная постройка башни, совместная раскраска большого плаката или выполнение музыкального номера), учат детей координировать свои действия и прислушиваться к мнению других.
Такое сотрудничество особенно полезно для детей с интеллектуальными нарушениями, поскольку оно развивает не только коммуникативные, но и когнитивные навыки, способствует улучшению координации и концентрации внимания. Например, дети вместе строят домик из конструктора, где каждый отвечает за определённую часть. Этот процесс требует обсуждения, планирования и разделения обязанностей, что формирует у детей чувство ответственности и взаимозависимости.
Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата особенно полезными могут быть коллективные творческие занятия, где требуется участие всех участников. Например, рисование общего панно, где каждый ребёнок вносит свою часть работы, помогает развивать не только мелкую моторику, но и учит детей сотрудничать. В процессе создания совместной работы дети учатся обсуждать свои идеи, договариваться о распределении ролей и помогать друг другу.
Принцип поощрения положительного поведения играет важную роль в процессе формирования навыков взаимодействия. Важно не только обучать детей, но и активно поддерживать любые проявления сотрудничества и позитивного общения. Воспитатель должен быть готов моментально отмечать и поощрять ситуации, когда дети помогают друг другу, работают в команде или проявляют инициативу в общении. Это может быть похвала, символические награды (например, наклейки или звёздочки) или устное признание достижений.
Примером может служить ситуация, когда ребёнок с ЗПР помог своему однокласснику собрать пазл, увидев, что у того возникают трудности. Воспитатель сразу обратил внимание на этот жест помощи и похвалил обоих детей за сотрудничество. Это не только мотивирует детей на повторение позитивного поведения, но и формирует у них ощущение важности таких поступков.
Кроме того, важную роль в формировании навыков сотрудничества играют коллективные занятия и проекты. Участие детей в общих делах помогает развивать чувство принадлежности к коллективу, учит их принимать общие решения и учитывать мнение других. Например, организация коллективных праздников или спектаклей, где каждый ребёнок получает свою роль, способствует развитию не только коммуникативных навыков, но и уверенности в себе.
Таким образом, методы работы по формированию навыков взаимодействия и сотрудничества у детей с ОВЗ включают разнообразные подходы, которые адаптируются в зависимости от особенностей ребёнка. Игровая деятельность, моделирование ситуаций, поощрение сотрудничества и участие в коллективных проектах помогают детям научиться взаимодействовать с окружающими, развивать коммуникативные и социальные навыки, что крайне важно для их успешной адаптации и интеграции в общество. Воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка и выбирать те методы, которые окажутся наиболее эффективными для конкретной ситуации, создавая условия для гармоничного развития и социализации.
Список литературы
Карталова Е.А., Ефимова Е.Д. Использование игровых технологий в обучении детей с ОВЗ // Инновационная наука. 2020. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-igrovyh-tehnologiy-v-obuchenii-detey-s-ovz
Сабитова В.Л. Инклюзивное обучение: проблемы взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками // Мировая наука. 2022. №8 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obuchenie-problemy-vzaimodeystviya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-so-sverstnikami
Седых Т.В., Бывшенко А.С. Теоретические предпосылки развития коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-predposylki-razvitiya-kommunikativnyh-navykov-u-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×