Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Современные подходы к разрешению конфликтов в образовательной организации. Работа №70632

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Современные подходы к разрешению конфликтов в образовательной организации
Работа:

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Хлепитько Галина Николаевна, учитель
КГОБУ «Ракитненская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

 

Аннотация. Статья посвящена современным подходам к разрешению конфликтов в образовательной организации, особенно в контексте работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассматриваются причины конфликтов, методы их диагностики и профилактики, а также различные стратегии разрешения конфликтных ситуаций. Акцентируется внимание на важности создания комфортной образовательной среды и применения принципов уважения, сотрудничества и коммуникации для достижения эффективного разрешения конфликтов.

Ключевые слова: конфликты, разрешение конфликтов, образовательная организация, дети с ОВЗ, профилактика, стратегия.

 

Конфликты в образовательной организации — это явление, с которым сталкиваются как педагоги, так и учащиеся. Особенно важно уметь управлять конфликтами в контексте работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), поскольку их эмоциональное состояние и развитие могут существенно зависеть от атмосферы в классе. Современные подходы к разрешению конфликтов предполагают использование различных методов и стратегий, направленных на создание безопасной и поддерживающей образовательной среды.

Конфликты могут возникать по различным причинам: недопонимание, различия в мнениях, эмоциональное напряжение и даже проблемы в коммуникации. Важно осознавать, что конфликты — это не всегда негативное явление. Они могут быть источником роста и изменений, если их правильно диагностировать и разрешать. Педагоги должны уметь распознавать признаки конфликта на ранних стадиях, чтобы предотвратить его эскалацию. Для этого полезно проводить регулярные наблюдения за динамикой отношений в классе, а также использовать методики диагностики конфликтов.

Одним из современных подходов к разрешению конфликтов является применение принципов ненасильственной коммуникации (ННК). Этот метод подразумевает, что стороны конфликта должны научиться выражать свои чувства и потребности, избегая обвинений и критики. Применение ННК в классе способствует улучшению взаимопонимания и установлению доверительных отношений между учениками и педагогами. Педагоги могут обучать детей основам ННК через ролевые игры и практические занятия, что поможет им научиться справляться с конфликтами конструктивно.

Еще одним важным аспектом является создание комфортной образовательной среды. Дети с ОВЗ особенно чувствительны к атмосферным изменениям и могут легче входить в конфликтные ситуации. Поэтому важно, чтобы образовательное пространство было организовано таким образом, чтобы минимизировать стрессовые ситуации. Это можно достигнуть путем адаптации учебного процесса, создания спокойной обстановки и использования элементов арт-терапии, которые способствуют снятию напряжения и развитию креативности.

Профилактика конфликтов — это еще один ключевой момент. Педагоги должны стремиться создавать культуру сотрудничества и взаимопомощи в классе. Внедрение практик группового обучения и совместных проектов способствует формированию у детей навыков работы в команде, что значительно снижает вероятность конфликтов. Также полезно организовывать мероприятия, направленные на укрепление социальных связей между учащимися, например, спортивные игры или культурные мероприятия.

Если конфликт все же возник, важно иметь четкий план действий по его разрешению. Один из наиболее эффективных методов — это медиация, где нейтральный посредник помогает конфликтующим сторонам прийти к соглашению. Педагог может выступать в роли медиатора, но также важно обучить старших учеников этой роли, чтобы они могли поддерживать своих сверстников в сложных ситуациях. Обучение медиации помогает не только в разрешении конфликтов, но и в развитии эмоционального интеллекта у детей.

Существуют и другие стратегии разрешения конфликтов, такие как «параллельное общение», где стороны конфликта могут обсуждать свои взгляды и чувства отдельно от друг друга, или «согласование интересов», когда фокус смещается с противоречия на совместные интересы. Эти методы могут быть полезны в работе с детьми с ОВЗ, которые часто испытывают трудности в прямом взаимодействии.

Важно также учитывать, что разрешение конфликтов — это не только задача педагогов, но и родителей. Они играют ключевую роль в формировании отношений и могут помочь в разрешении конфликтов, предлагая поддержку и понимание. Важно создавать платформы для общения между школой и семьей, например, проводить родительские собрания, где можно обсуждать возникающие проблемы и пути их решения.

Таким образом, современные подходы к разрешению конфликтов в образовательной организации требуют комплексного и индивидуального подхода. Педагоги должны использовать разнообразные стратегии и методы, направленные на создание доверительной и безопасной образовательной среды. Применение принципов ненасильственной коммуникации, профилактика конфликтов, обучение медиации и вовлечение родителей в процесс — все это поможет не только эффективно разрешать конфликты, но и предотвратить их возникновение. Таким образом, образовательный процесс становится более продуктивным и гармоничным, что особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в особом внимании и поддержке.

 

Список литературы

Григорьева Г.Е. Воспитательная работа в подростковом коллективе, направленная на формирование умений разрешать и предупреждать конфликты // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2017. №2-1. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnaya-rabota-v-podrostkovom-kollektive-napravlennaya-na-formirovanie-umeniy-razreshat-i-preduprezhdat-konflikty

(дата обращения: 19.09.2024).

Рыбакова, Н. Н. Способы разрешения конфликтов в организации в современных условиях / Н. Н. Рыбакова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 45 (179). — С. 201-204. — URL:

https://moluch.ru/archive/179/46373/

(дата обращения: 19.09.2024).

Шараева, Л. Г. Разрешение конфликтов в образовательной организации / Л. Г. Шараева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы IV

Междунар

. науч.

конф

. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва: Буки-Веди, 2016. — С. 123-127. — URL:

https://moluch.ru/conf/econ/archive/174/10548/

(дата обращения: 19.09.2024).

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×