КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Хлепитько Галина Николаевна, учитель
КГОБУ «Ракитненская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Аннотация. В статье рассматривается использование кинезиологических упражнений как средства активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной деятельности школьников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната. Описываются особенности воздействия кинезиологии на развитие когнитивных функций, улучшение концентрации внимания, памяти и координации движений у детей с особыми образовательными потребностями. Подчеркивается важность комплексного подхода к образовательному процессу, включающего физическую активность как неотъемлемый элемент развития межполушарных связей.
Ключевые слова: кинезиология, межполушарное взаимодействие, когнитивная деятельность, школьники, коррекционная школа, психомоторные упражнения, познавательная деятельность.
В условиях специальной (коррекционной) школы-интерната одной из актуальных задач является разработка и внедрение методов, которые способствуют улучшению когнитивной деятельности детей с особыми образовательными потребностями. Одним из таких методов является использование кинезиологических упражнений — комплекса физических движений, направленных на улучшение межполушарного взаимодействия и развитие психомоторных функций. Эти упражнения оказывают позитивное влияние на развитие внимания, памяти, координации, а также способствуют улучшению обучаемости.
Кинезиологические упражнения основываются на принципе связи между движением и мозговой активностью. Исследования показывают, что физическая активность активизирует работу обоих полушарий головного мозга, улучшает координацию их взаимодействия и стимулирует процессы мышления. Особенно важно это для детей, имеющих трудности в обучении и адаптации. У таких школьников нередко наблюдается дисбаланс в работе полушарий мозга, что может проявляться в виде недостатков в развитии внимания, памяти, пространственной ориентации, речевых и двигательных навыков.
В условиях коррекционной школы-интерната кинезиологические упражнения становятся эффективным инструментом для работы с детьми, испытывающими сложности в учебной деятельности. Эти упражнения можно интегрировать в уроки, используя их как средства активации мозга перед началом познавательной деятельности или как способ коррекции в случае утомления и снижения концентрации. Например, упражнения на координацию движений, такие как «крест-накрест» (когда правая рука касается левого колена и наоборот), активизируют взаимодействие между левым и правым полушариями, улучшая концентрацию и способность воспринимать новую информацию.
Одним из важнейших аспектов использования кинезиологии является стимулирование межполушарного взаимодействия. Правое полушарие отвечает за обработку невербальной информации, пространственное восприятие, интуицию и творчество, тогда как левое полушарие связано с логическим мышлением, анализом и речью. У многих детей с особенностями развития наблюдается недостаточная синхронизация между полушариями, что затрудняет выполнение сложных когнитивных задач, требующих активной работы обеих частей мозга. Кинезиологические упражнения помогают активизировать оба полушария, улучшая их координацию и взаимодействие.
Применение кинезиологических упражнений в учебном процессе способствует улучшению познавательных способностей детей. Например, упражнения на баланс, ритмичные движения и координацию помогают активизировать сенсорные системы, которые играют важную роль в обработке информации. Улучшение моторных функций напрямую связано с развитием когнитивных способностей, таких как память, внимание и мышление. Для школьников, обучающихся в коррекционных школах, это особенно важно, поскольку у многих из них наблюдаются нарушения психомоторного развития, что негативно сказывается на их учебной деятельности.
Кроме того, кинезиологические упражнения положительно влияют на эмоциональное состояние детей. Упражнения, требующие синхронной работы обеих рук и ног, помогают снизить уровень тревожности, стабилизировать эмоциональный фон и улучшить настроение. Эмоциональная стабильность, в свою очередь, способствует улучшению восприятия и запоминания информации, что особенно важно в условиях коррекционной работы с детьми.
Практика показывает, что регулярное выполнение кинезиологических упражнений способствует не только улучшению когнитивной деятельности, но и повышению общего уровня самоорганизации и дисциплины у детей. Подобные упражнения помогают развить у детей способность к самоконтролю, что играет важную роль в формировании учебных навыков. Дети, которые регулярно занимаются кинезиологическими упражнениями, становятся более сосредоточенными, организованными и способны более эффективно справляться с учебными задачами.
Одним из важных аспектов работы педагога является интеграция кинезиологических упражнений в повседневную учебную деятельность. Это может быть как кратковременные физические разминки во время уроков, так и целенаправленные упражнения в рамках отдельных занятий, направленные на коррекцию определенных когнитивных и психомоторных нарушений. Также кинезиологические упражнения могут быть использованы в групповых занятиях, что способствует не только улучшению межполушарного взаимодействия, но и развитию социальных навыков, таких как сотрудничество и поддержка.
Эффективность кинезиологических упражнений заключается также в их простоте и доступности для детей с различными уровнями развития. Эти упражнения не требуют специального оборудования или сложных инструкций, что делает их удобными для использования в условиях коррекционной школы-интерната. Важно также учитывать, что подобные упражнения могут быть адаптированы под индивидуальные потребности каждого ребенка, что позволяет учитывать особенности его физического и психологического развития.
Таким образом, кинезиологические упражнения являются мощным средством активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной деятельности у школьников с особыми образовательными потребностями. Они способствуют улучшению когнитивных функций, психомоторных навыков, эмоциональной стабильности и общей учебной успеваемости. Включение этих упражнений в образовательный процесс коррекционных школ помогает детям успешнее адаптироваться к условиям обучения и развивать необходимые навыки для дальнейшей социализации и саморазвития.
Педагогам, работающим в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, следует активно использовать кинезиологические упражнения в повседневной практике для создания условий, способствующих комплексному развитию учеников.
Список литературы
Деннисон Пол Е., Деннисон Гейл Е.: "Гимнастика мозга". Книга для учителей и родителей. – СПб.: Весь, 2021. – 320 с.
Краснова, Т. Н.
Кинезиологические
упражнения как средство повышения эффективности коррекционной работы / Т. Н. Краснова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 202-205. — URL:
https://moluch.ru/archive/397/87783/
(дата обращения: 19.09.2024).
Тарунина
, Р. Р. Развитие детей с ОВЗ посредством
кинезиологических
упражнений / Р. Р.
Тарунина
, Н. Ю.
Снаткина
, Н. А. Новикова, Н. А.
Хламова
. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 345-346. — URL:
https://moluch.ru/archive/365/81989/
(дата обращения: 19.09.2024).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат