МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Хлепитько Галина Николаевна, учитель
КГОБУ «Ракитненская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Аннотация. Статья посвящена методам и приемам, направленным на развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уроках русского языка и литературы. Рассматриваются подходы к организации речевой деятельности, включая работу с текстом, использование наглядных и интерактивных методик, а также применение игровых и творческих заданий. Акцентируется внимание на важности индивидуального подхода к каждому ученику для эффективного развития навыков устной и письменной речи в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната.
Ключевые слова: развитие речи, ОВЗ, русский язык, литература, коррекционная школа, методы обучения, речевая деятельность.
Нарушения речевой деятельности у детей с ОВЗ могут существенно затруднять процесс обучения, снижая уровень усвоения материала и мешая успешной социализации. Поэтому важно применять разнообразные методы и приемы, способствующие активизации речевых навыков и формированию грамотной устной и письменной речи.
Основной акцент в обучении детей с ОВЗ следует делать на развитие всех видов речевой деятельности: говорение, слушание, чтение и письмо. Для этого педагог использует комплексный подход, который предполагает сочетание традиционных методик с инновационными приемами, направленными на стимулирование речевой активности у школьников.
Одним из важных приемов является работа с текстами, которые подбираются в зависимости от уровня развития учащихся и их индивидуальных особенностей. В ходе анализа текста учащиеся учатся выделять главную мысль, находить ключевые слова и строить осмысленные предложения. Педагог может предложить различные виды работы с текстом: пересказ, составление вопросов, поиск ответов на вопросы по содержанию, обсуждение героев произведений. Эти задания помогают развить навыки осознанного чтения, что, в свою очередь, улучшает речевые способности учащихся.
Использование наглядности и интерактивных методов обучения также играет важную роль в развитии речи. Визуальные материалы (картинки, схемы, таблицы) помогают детям с ОВЗ лучше усваивать информацию и активизировать речевые процессы. Например, педагог может использовать серии картинок, по которым дети составляют рассказы или описания событий. Это способствует расширению словарного запаса, развитию навыков связной речи и формированию грамматически правильных конструкций.
Кроме того, эффективными для развития речи у школьников с ОВЗ являются игровые методы. Игра способствует созданию благоприятной атмосферы, снимает напряжение и побуждает детей к активному использованию речи. На уроках русского языка можно применять игры, направленные на развитие лексики, орфографии и синтаксиса. Например, игра «Словарный детектив» помогает ученикам искать правильные слова и объяснять их значения, что стимулирует их словарный запас и учит правильно использовать слова в контексте.
Еще одним важным аспектом в развитии речи у детей с ОВЗ является творческая деятельность. Уроки литературы предоставляют отличную возможность для стимулирования воображения и эмоционального восприятия текста. Педагог может предложить детям создать собственное продолжение рассказа, написать описание героя или его внутреннего мира, что способствует развитию не только речевых навыков, но и эмоционального интеллекта. Такие задания позволяют детям научиться выражать свои мысли и чувства, формулировать идеи и строить связные высказывания.
Интерактивные технологии, такие как аудио- и видеоматериалы, также являются важными инструментами для развития речи. Воспроизведение аудиокниг, просмотр коротких фильмов или мультфильмов с последующим обсуждением помогают улучшить восприятие речи на слух, что особенно важно для детей с нарушениями слуха или внимания. После прослушивания или просмотра материалов учащиеся могут пересказать услышанное, ответить на вопросы или обсудить содержание с педагогом, что способствует развитию навыков устной речи.
Кроме того, в работе с детьми с ОВЗ большое значение имеет индивидуальный подход. Каждому ребенку могут потребоваться свои особые методы и приемы, соответствующие его уровню развития и речевым возможностям. Педагог должен быть внимателен к потребностям каждого ученика, корректировать задания в зависимости от уровня сложности и обеспечивать поддержку в процессе их выполнения. Например, для одного ученика важнее работать над расширением словарного запаса, в то время как другому необходимо уделить внимание развитию связной речи и построению сложных предложений.
Важную роль в обучении играют диалоги и дискуссии. В процессе обсуждений литературных произведений дети учатся выражать свои мысли, приводить аргументы и строить диалоги. Педагог может организовать дискуссии на темы, близкие к жизни детей, что способствует развитию навыков общения, увеличивает речевую активность и помогает детям освоить основные принципы ведения диалога.
В рамках уроков русского языка и литературы необходимо уделять внимание формированию навыков письменной речи. Это может быть достигнуто через такие задания, как написание сочинений, диктантов, изложений и личных дневников. Для детей с ОВЗ важно учиться не только грамотно писать, но и логично излагать свои мысли на письме. Письменные задания помогают развивать навыки структурирования информации, расширяют речевой потенциал и способствуют развитию грамотности.
Таким образом, развитие речи обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы требует применения различных методов и приемов, которые способствуют активизации речевой деятельности и улучшению речевых навыков. Комплексный подход, сочетающий традиционные и инновационные методы, а также индивидуальный подход к каждому ребенку, является ключевым фактором успешного обучения. Развитие речи помогает школьникам не только лучше усваивать учебный материал, но и успешнее адаптироваться в обществе, выстраивать коммуникации и выражать свои мысли и эмоции.
Список литературы
Аксёнова Э.А. Формирование коммуникативной грамотности школьников: возможности в образовательном пространстве современной российской школы
//
Школьные технологии.
-
2015.
-
№6.
-
с.81-89.
Лягина Я.В.
О
собенности обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка // Вестник науки. 2024. №4 (73). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obucheniya-uchaschihsya-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-na-urokah-russkogo-yazyka
(дата обращения: 19.09.2024).
Причепелюк
В.И. Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы в обучении детей с ОВЗ // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. №7-2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-sovremennyh-obrazovatelnyh-tehnologiy-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury-v-obuchenii-detey-s-ovz
(дата обращения: 19.09.2024).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат