Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Методы и приемы, направленные на развитие речи обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы. Работа №70634

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Методы и приемы, направленные на развитие речи обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы
Работа:

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Хлепитько Галина Николаевна, учитель
КГОБУ «Ракитненская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

 

Аннотация. Статья посвящена методам и приемам, направленным на развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уроках русского языка и литературы. Рассматриваются подходы к организации речевой деятельности, включая работу с текстом, использование наглядных и интерактивных методик, а также применение игровых и творческих заданий. Акцентируется внимание на важности индивидуального подхода к каждому ученику для эффективного развития навыков устной и письменной речи в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната.

Ключевые слова: развитие речи, ОВЗ, русский язык, литература, коррекционная школа, методы обучения, речевая деятельность.

 

Нарушения речевой деятельности у детей с ОВЗ могут существенно затруднять процесс обучения, снижая уровень усвоения материала и мешая успешной социализации. Поэтому важно применять разнообразные методы и приемы, способствующие активизации речевых навыков и формированию грамотной устной и письменной речи.

Основной акцент в обучении детей с ОВЗ следует делать на развитие всех видов речевой деятельности: говорение, слушание, чтение и письмо. Для этого педагог использует комплексный подход, который предполагает сочетание традиционных методик с инновационными приемами, направленными на стимулирование речевой активности у школьников.

Одним из важных приемов является работа с текстами, которые подбираются в зависимости от уровня развития учащихся и их индивидуальных особенностей. В ходе анализа текста учащиеся учатся выделять главную мысль, находить ключевые слова и строить осмысленные предложения. Педагог может предложить различные виды работы с текстом: пересказ, составление вопросов, поиск ответов на вопросы по содержанию, обсуждение героев произведений. Эти задания помогают развить навыки осознанного чтения, что, в свою очередь, улучшает речевые способности учащихся.

Использование наглядности и интерактивных методов обучения также играет важную роль в развитии речи. Визуальные материалы (картинки, схемы, таблицы) помогают детям с ОВЗ лучше усваивать информацию и активизировать речевые процессы. Например, педагог может использовать серии картинок, по которым дети составляют рассказы или описания событий. Это способствует расширению словарного запаса, развитию навыков связной речи и формированию грамматически правильных конструкций.

Кроме того, эффективными для развития речи у школьников с ОВЗ являются игровые методы. Игра способствует созданию благоприятной атмосферы, снимает напряжение и побуждает детей к активному использованию речи. На уроках русского языка можно применять игры, направленные на развитие лексики, орфографии и синтаксиса. Например, игра «Словарный детектив» помогает ученикам искать правильные слова и объяснять их значения, что стимулирует их словарный запас и учит правильно использовать слова в контексте.

Еще одним важным аспектом в развитии речи у детей с ОВЗ является творческая деятельность. Уроки литературы предоставляют отличную возможность для стимулирования воображения и эмоционального восприятия текста. Педагог может предложить детям создать собственное продолжение рассказа, написать описание героя или его внутреннего мира, что способствует развитию не только речевых навыков, но и эмоционального интеллекта. Такие задания позволяют детям научиться выражать свои мысли и чувства, формулировать идеи и строить связные высказывания.

Интерактивные технологии, такие как аудио- и видеоматериалы, также являются важными инструментами для развития речи. Воспроизведение аудиокниг, просмотр коротких фильмов или мультфильмов с последующим обсуждением помогают улучшить восприятие речи на слух, что особенно важно для детей с нарушениями слуха или внимания. После прослушивания или просмотра материалов учащиеся могут пересказать услышанное, ответить на вопросы или обсудить содержание с педагогом, что способствует развитию навыков устной речи.

Кроме того, в работе с детьми с ОВЗ большое значение имеет индивидуальный подход. Каждому ребенку могут потребоваться свои особые методы и приемы, соответствующие его уровню развития и речевым возможностям. Педагог должен быть внимателен к потребностям каждого ученика, корректировать задания в зависимости от уровня сложности и обеспечивать поддержку в процессе их выполнения. Например, для одного ученика важнее работать над расширением словарного запаса, в то время как другому необходимо уделить внимание развитию связной речи и построению сложных предложений.

Важную роль в обучении играют диалоги и дискуссии. В процессе обсуждений литературных произведений дети учатся выражать свои мысли, приводить аргументы и строить диалоги. Педагог может организовать дискуссии на темы, близкие к жизни детей, что способствует развитию навыков общения, увеличивает речевую активность и помогает детям освоить основные принципы ведения диалога.

В рамках уроков русского языка и литературы необходимо уделять внимание формированию навыков письменной речи. Это может быть достигнуто через такие задания, как написание сочинений, диктантов, изложений и личных дневников. Для детей с ОВЗ важно учиться не только грамотно писать, но и логично излагать свои мысли на письме. Письменные задания помогают развивать навыки структурирования информации, расширяют речевой потенциал и способствуют развитию грамотности.

Таким образом, развитие речи обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы требует применения различных методов и приемов, которые способствуют активизации речевой деятельности и улучшению речевых навыков. Комплексный подход, сочетающий традиционные и инновационные методы, а также индивидуальный подход к каждому ребенку, является ключевым фактором успешного обучения. Развитие речи помогает школьникам не только лучше усваивать учебный материал, но и успешнее адаптироваться в обществе, выстраивать коммуникации и выражать свои мысли и эмоции.

 

Список литературы

Аксёнова Э.А. Формирование коммуникативной грамотности школьников: возможности в образовательном пространстве современной российской школы

//

Школьные технологии.

-

2015.

-

№6.

-

с.81-89.

Лягина Я.В.

О

собенности обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка // Вестник науки. 2024. №4 (73). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obucheniya-uchaschihsya-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-na-urokah-russkogo-yazyka

(дата обращения: 19.09.2024).

Причепелюк

В.И. Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы в обучении детей с ОВЗ // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. №7-2. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-sovremennyh-obrazovatelnyh-tehnologiy-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury-v-obuchenii-detey-s-ovz

(дата обращения: 19.09.2024).

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×