ОБЗОР НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ И МЕТОДОВ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКАХ
Гутте Замира Шумафовна, преподаватель ДШИ
Государственная бюджетная организация дополнительного образования Республики Адыгея "Детская школа искусств а.Понежукай".
Аннотация. Народное музыкальное искусство представляет собой богатый источник традиций, основанных на многовековых устных традициях. Использование народных музыкальных инструментов в образовательном процессе не только значительно обогащает занятия по музыкальному искусству, но и формирует у детей глубокое понимание культурного наследия своего народа. В данной статье рассматриваются основные народные музыкальные инструменты, их особенности, а также методы их применения в образовательной практике. Особое внимание уделяется тому, как использование этих инструментов может способствовать развитию творческих и исполнительских навыков учащихся в детских школах искусств (ДШИ).
Ключевые слова: народные музыкальные инструменты, музыкальное искусство, образовательный процесс, детская школа искусств, методы обучения, культурное наследие, творческое развитие.
Народные музыкальные инструменты играют важную роль в формировании культурной идентичности и передаче музыкальных традиций. Их разнообразие и неповторимый звук способны привлечь внимание даже самых маленьких учащихся, побуждая их развивать интерес к музыке и своему культурному наследию. Важная задача, стоящая перед преподавателями ДШИ, заключается в том, чтобы использовать эти инструменты не только как образовательный ресурс, но и как средство для стимулирования творческого самовыражения и формирования любви к музыке.
Основные народные музыкальные инструменты
Балалайка. Балалайка – струнный инструмент с характерной треугольной формой корпуса. Она популярна не только в России, но и среди народов, проживающих вблизи русских границ. Балалайка обладает ярким и выразительным звучанием, что делает её идеальной для исполнения как сольных номеров, так и ансамблевой музыки.
Домра. Домра – ещё один струнный инструмент, схожий с балалайкой, но имеющий более округлую форму. Звук домры мягче и спокойнее, что позволяет использовать её в более лирических и мелодичных произведениях. Этот инструмент часто используется в народной музыке и может придавать урокам музыкального искусства особую атмосферу искренности и глубины.
Гусли. Гусли – это древний русский музыкальный инструмент, который отличается многообразием форм и размеров. Он является одним из самых старинных струнных инструментов и часто ассоциируется с народными эпосами и сказаниями. Использование гуслей на уроках может связывать детей с историческими традициями и поэзией.
Балалайка саха и другие инструменты народов Севера. Наземные народные инструменты, такие как тромбой и другие, также стоит изучать на уроках. Эти инструменты представляют собой уникальное сочетание культуры и музыки народов, проживающих в северных регионах России. Преподавание их звучания и истории помогает расширить музыкальный кругозор учащихся.
Укулеле. Хотя укулеле возник на Гавайях, его популярность охватила весь мир и нашла применение в народной музыке различных традиций. Этот инструмент легок и доступен, что делает его идеальным для начинающих музыкантов.
Использование народных музыкальных инструментов в игровых заданиях – один из наиболее эффективных методов. Преподаватели могут организовывать различные мини-конкурсы и викторины, где учащиеся смогут продемонстрировать свои навыки исполнения на этих инструментах. Это создаёт не только соревновательный дух, но и способствует формированию чувства товарищества и поддержки среди детей.
Организация ансамблей с использованием народных инструментов может обогатить музыкальный опыт учащихся, предоставляя им возможность учиться работать в команде. Создавая группы, где каждый играет на определенном инструменте, педагоги могут развивать навыки ансамблевого исполнения, координацию и взаимодействие между музыкантами.
На занятиях также можно использовать современные технологии, такие как цифровые приложения и программы для звукозаписи. Это позволит учащимся не только изучать народные инструменты, но и создавать собственные музыкальные произведения, комбинируя их с различными звуковыми эффектами и стилями.
Важным аспектом обучения является понимание исторического контекста каждого инструмента и его значимости в народной культуре. Преподаватели могут организовать обсуждения и презентации, где учащиеся будут исследовать историю самих инструментов, их дальнейшее развитие и влияние на мировую музыку.
Примеры успешного применения.
Концерты и выставки. Организация ежегодных концертов и выставок народных инструментов может стать отличной площадкой для демонстрации навыков учащихся. Такие мероприятия, в которых участвуют семьи и друзья, помогают создать поддерживающую атмосферу и укрепить интерес учащихся к народному искусству.
Объединение с другими предметами. Интеграция народной музыки с другими предметами, такими как история или искусство, может значительно расширить горизонты учащихся. Например, совместное изучение народного искусства через живопись, чтение стихов или театрализованные представления позволяет создать многогранное понимание культурного наследия.
Использование народных музыкальных инструментов в образовательном процессе открывает множество возможностей для формирования у детей не только музыкальных, но и культурных навыков. Это обогащает уроки, делает их более интерактивными и увлекательными, а также способствует развитию творческих способностей учащихся. Преподаватели ДШИ, внедряя разнообразные методы и подходы в свою практику, могут помочь детям не только изучить народное искусство, но и полюбить его на всю жизнь.
В заключение хочется подчеркнуть, что мы несём ответственность за сохранение и популяризацию культурного наследия. Обучая новое поколение, мы не только передаем знания, но и создаем будущее, в котором народная музыка займёт достойное место.
Список литературы
Папулова, У. А. Характеристика основных музыкально-образовательных ресурсов в детском музыкальном образовании / У. А. Папулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13 (460). — С. 164-169. — URL: https://moluch.ru/archive/460/100300/
Соколова Ю.Н. Диагностика сформированности творческих навыков младших школьников в ходе освоения народного инструментария // Проблемы современного педагогического образования. 2023. №81-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-sformirovannosti-tvorcheskih-navykov-mladshih-shkolnikov-v-hode-osvoeniya-narodnogo-instrumentariya.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат