ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Могутова Елена Валерьевна,
учитель МОУ «Великосельская средняя школа»
Аннотация. В статье рассматривается вопрос использования здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В современных условиях инклюзивного образования важно учитывать физические и психические особенности учеников с ОВЗ и создавать комфортную, благоприятную образовательную среду, которая будет способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся. Автор описывает основные принципы здоровьесберегающих технологий, их виды, а также методики, которые помогают поддерживать физическое и психическое здоровье детей, улучшая их учебные результаты и способствуя успешной интеграции в общество. В заключении статьи подчеркивается значимость здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, особенно в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, ОВЗ, инклюзивное образование, здоровье, психофизическое развитие, уроки русского языка, образовательная среда.
Современная образовательная система направлена на создание условий для равного доступа всех детей к качественному обучению, включая детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Введение инклюзивного образования требует от учителей не только владения методиками преподавания, но и умения создавать благоприятную образовательную среду, которая будет учитывать особенности учащихся с ОВЗ и способствовать сохранению их здоровья. Здоровьесберегающие технологии — это совокупность методов и подходов, направленных на обеспечение физического и психического благополучия учащихся в процессе обучения. Они особенно важны при работе с детьми, у которых могут быть различного рода ограничения в здоровье, поскольку такие технологии помогают минимизировать стресс, снизить утомляемость и улучшить учебную мотивацию.
Здоровьесберегающие технологии — это педагогические технологии, ориентированные на охрану и укрепление здоровья учащихся в процессе обучения. Они включают в себя различные подходы и методы, направленные на:
- снижение нагрузки на нервную систему и организм учащихся;
- создание условий для физического и психоэмоционального комфорта;
- предупреждение утомления и снижение стресса;
- развитие здорового образа жизни у школьников.
Особенно важными такие технологии становятся в работе с детьми с ОВЗ, поскольку они требуют индивидуального подхода, учитывающего их психофизические особенности. Основная задача учителя — создать такую образовательную среду, в которой обучение будет способствовать не только интеллектуальному развитию ребенка, но и сохранению его здоровья.
Здоровьесберегающие технологии можно разделить на несколько видов в зависимости от их направленности:
1. Физкультурно-оздоровительные технологии. Эти технологии включают в себя физические упражнения, гимнастику для глаз, дыхательные упражнения, смену видов деятельности и динамические паузы, которые помогают снизить нагрузку на опорно-двигательный аппарат и нервную систему. Они особенно важны для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата или нервной системы.
2. Психогигиенические технологии. К ним относятся методы, направленные на снижение уровня стресса и создание положительного эмоционального климата в классе. В работе с детьми с ОВЗ важно избегать ситуаций, которые могут вызывать повышенную тревожность, стеснение или дискомфорт.
3. Технологии сохранения зрения и слуха. У многих детей с ОВЗ могут быть проблемы со зрением или слухом, поэтому важно применять специальные методики, такие как использование визуальных материалов большего размера, усиление звука, а также регулярные гимнастики для глаз.
4. Организационно-педагогические технологии. Эти технологии включают в себя правильную организацию урока: соблюдение режима труда и отдыха, использование различных форм работы (групповой, парной, индивидуальной), чередование видов деятельности и обеспечение доступности учебного материала для всех учеников.
Преподавание русского языка и литературы требует особого внимания к здоровью учащихся, особенно когда речь идет о детях с ОВЗ. Уроки русского языка могут включать в себя различные виды деятельности, такие как чтение, письмо, обсуждение текста, выполнение упражнений по грамматике. Каждое из этих занятий может оказать значительное влияние на психофизическое состояние учащихся, поэтому важно правильно организовать учебный процесс с применением здоровьесберегающих технологий.
1. Физкультурные паузы
Физкультурные паузы на уроках русского языка особенно важны для детей с ОВЗ, которые могут быстро утомляться или испытывать трудности с длительным сидением за партой. Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата или нервной системы физическая активность особенно важна для предотвращения застоя в мышцах и улучшения общего самочувствия.
Физкультурные паузы могут включать в себя:
- простые упражнения для разминки мышц шеи, рук и ног;
- дыхательные упражнения для расслабления;
- упражнения для глаз, которые особенно важны при длительной работе с текстами.
2. Чередование видов деятельности
Для детей с ОВЗ важно разнообразие видов учебной деятельности. Постоянное выполнение однотипных заданий может привести к быстрому утомлению, снижению внимания и мотивации. Например, урок русского языка можно разделить на несколько блоков:
- Работа с текстом: чтение и анализ текста может быть чередовано с устными обсуждениями, написанием кратких ответов или выполнением творческих заданий.
- Работа с грамматикой: выполнение упражнений по грамматике лучше чередовать с устными заданиями или работой в парах, что снижает нагрузку на детей с трудностями в письме.
- Творческая работа: написание сочинений или эссе также можно разбивать на этапы, чередуя с обсуждением тем, обменом идеями в группе.
3. Поддержка эмоционального благополучия
Для детей с ОВЗ важно создание доброжелательной и комфортной психологической атмосферы на уроках. Уроки русского языка и литературы предоставляют прекрасные возможности для обсуждения моральных и этических вопросов, работы с художественными текстами, которые могут стимулировать эмоциональное развитие учащихся.
Важно, чтобы учитель:
- избегал критики и негативной оценки, особенно публично;
- поддерживал и поощрял любые успехи ученика;
- предоставлял возможности для индивидуального подхода к обучению.
Применение информационных технологий и наглядных материалов
Информационные технологии и наглядные материалы играют важную роль в обучении детей с ОВЗ. Использование интерактивных досок, презентаций, видеоуроков позволяет разнообразить учебный процесс и облегчить восприятие информации.
Для детей с нарушениями зрения важно использовать материалы с крупным шрифтом, с высоким уровнем контрастности, а для детей с нарушениями слуха — сопровождать уроки визуальными элементами и использовать субтитры к видеоматериалам.
Применение информационных технологий также позволяет индивидуализировать процесс обучения. Например, задания могут быть адаптированы под уровень каждого ученика, что особенно важно для детей с ОВЗ, которые могут иметь различные темпы усвоения материала.
Организация образовательного пространства
Правильная организация образовательного пространства также является важным элементом здоровьесберегающих технологий. Важно, чтобы класс был оборудован с учетом особенностей детей с ОВЗ:
- для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата должны быть предусмотрены удобные места для работы;
- освещение в классе должно быть достаточно ярким для детей с нарушениями зрения;
- в классе должна быть возможность менять положение тела учащихся: например, периодически можно организовывать уроки в формате «на ковре», где дети могут сидеть на подушках или специальных матах.
Важность индивидуального подхода
Каждый ученик с ОВЗ имеет свои уникальные особенности, и учитель должен учитывать это при планировании уроков. Индивидуальный подход предполагает не только адаптацию учебных материалов и заданий, но и изменение темпа урока, времени на выполнение заданий, а также предоставление дополнительной поддержки в случае необходимости.
Например, некоторые дети могут нуждаться в увеличенном времени на выполнение письменных заданий или в дополнительной помощи при чтении сложных текстов. Важно, чтобы учитель создавал условия, при которых ученик чувствовал себя комфортно и мог проявить свои способности.
В заключение можно отметить, что использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы с детьми с ОВЗ — важная составляющая успешного образовательного процесса. Эти технологии позволяют создать условия, при которых обучение становится не только эффективным, но и безопасным для здоровья учащихся. Важно, чтобы учитель владел различными методиками здоровьесберегающих технологий и умело применял их в своей практике и дети с нарушениями письма могут работать медленнее, чем их сверстники. Учителю важно учитывать это и предоставлять дополнительное время для выполнения заданий, а также давать возможность ребенку работать в своем темпе.
Список литературы
1.Айзман, Р. И. Здоровьесберегающие технологии в образовании : учебное пособие для вузов / Р. И. Айзман, М. М. Мельникова, Л. В. Косованова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.
2.Годовникова, Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. В. Годовникова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.
3.Макеева, Т. В. Здоровьесберегающая педагогика : учебник для среднего профессионального образования / Т. В. Макеева, Л. Ф. Тихомирова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат