Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Чтение как инструмент духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Работа №70666

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Чтение как инструмент духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Работа:

ЧТЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Саклакова Мария Григорьевна, воспитатель

МБДОУ "Детский сад № 309" г. Красноярск

 

Аннотация. В статье рассматривается роль чтения в духовно-нравственном воспитании дошкольников, а также методы и приемы, которые помогут воспитателям эффективно использовать книги для формирования моральных качеств и ценностей у детей. Описываются примеры книг и подходов, которые способствуют развитию эмоционального интеллекта, понимания морали и социальных норм у детей раннего возраста.

Ключевые слова: чтение, духовно-нравственное воспитание, дошкольники, воспитание, моральные качества, эмоциональный интеллект, литература для детей.

 

Чтение является важным инструментом духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, поскольку книги помогают формировать у малышей представления о мире, моральные ценности и эмоциональные реакции. Книга, будучи мощным источником знаний и эмоций, может стать значимым элементом в процессе воспитания, способствуя развитию у детей таких качеств, как сострадание, честность, дружелюбие и ответственность.

Для дошкольников чтение — это не только способ развить языковые навыки, но и уникальная возможность для формирования основ моральных ориентиров. Через сказки, рассказы и стихотворения дети могут погружаться в мир, где сталкиваются с различными ситуациями и учатся реагировать на них в соответствии с принятыми социальными и нравственными нормами. Например, в сказке о Котенке по имени Гав, написанной Юрием Дружковым, дети могут увидеть пример дружбы и взаимопомощи. Воспитатель может обсудить с детьми, как герои сказки помогали друг другу и что они могли бы сделать в подобной ситуации.

Особое внимание следует уделить выбору книг, которые соответствуют возрасту и интересам детей. Литература должна быть не только занимательной, но и содержательной, чтобы дети могли извлечь из неё уроки, актуальные для их возраста. Например, в сказках о животных, таких как "Волк и семеро козлят", можно найти уроки о том, как важно быть внимательным и осторожным, а также о том, как доверие и обман могут повлиять на развитие событий. Обсуждение таких книг помогает детям понять, что каждое действие имеет свои последствия, и что честность и доверие играют важную роль в отношениях с окружающими.

Чтение книг, содержащих моральные и этические дилеммы, также способствует развитию критического мышления и умения делать выбор. Воспитатель может предложить детям рассмотреть такие ситуации, как, например, поступки героев сказок, и вместе обсудить, какие из них были правильными, а какие — нет. Это позволяет детям осознать, что у каждого выбора есть свои плюсы и минусы, и учит их принимать решения, основываясь на своих моральных убеждениях.

Интерактивное чтение, при котором воспитатель активно вовлекает детей в процесс, задавая вопросы и предлагая обсуждения, также играет важную роль в воспитании. Например, после прочтения книги о приключениях маленького медвежонка, который оказался в трудной ситуации, воспитатель может задать вопросы, такие как: "Что бы ты сделал на месте медвежонка?" или "Как ты думаешь, что будет дальше?" Такие вопросы помогают детям глубже понять содержание книги, а также развивают их способность к эмпатии и самостоятельному размышлению.

Ритуалы чтения, такие как вечернее чтение книг перед сном, также могут стать важным элементом в воспитании. Они создают уютную атмосферу и позволяют детям обсуждать прочитанное, делиться своими мыслями и чувствами. Например, обсуждение книги о маленьком принце перед сном может стать отличной возможностью для разговоров о дружбе, любви и важности быть добрым. Воспитатель может задавать вопросы о том, как герои книг относятся друг к другу и какие качества они проявляют.

Не менее важным является использование книг как инструмента для формирования социального поведения. Книги о взаимодействии с другими людьми, об уважении к окружающим и о важности работы в команде могут стать отличным подспорьем в воспитании социальных навыков. Например, книга "Ребята и зверята" может помочь детям понять, как важно заботиться о других и уважать их чувства. Воспитатель может обсудить с детьми, как герои книги проявляют заботу и помощь друг другу, и как эти качества могут быть применены в их собственных взаимодействиях.

Также стоит отметить, что чтение книг, связанных с культурными и национальными традициями, помогает детям развивать чувство гордости за свою культуру и уважение к традициям других народов. Например, книги о праздниках, традициях и обычаях, таких как "Сказки народов мира" или книги о праздниках, могут стать основой для обсуждения и понимания культурного разнообразия.

Чтение книг должно быть не просто частью образовательного процесса, но и источником радости и удовольствия для детей. Создание положительных эмоций, связанных с чтением, помогает детям развивать любовь к книгам и формировать у них потребность в постоянном познании нового. Например, можно организовать театрализацию книг, где дети сами играют роли из прочитанных историй, или провести книжные выставки, где дети могут выбирать книги по своему вкусу и интересам.

Таким образом, чтение является мощным инструментом духовно-нравственного воспитания дошкольников. Использование книг для формирования моральных качеств и социальных навыков, обсуждение прочитанного, интерактивное вовлечение детей в процесс чтения, ритуалы чтения и культурное просвещение помогают детям развивать эмоциональный интеллект, понимание морали и уважение к окружающим. Воспитатели, используя литературу как основу для воспитательного процесса, могут создать богатое и многогранное образовательное пространство, способствующее гармоничному развитию детей и формированию их нравственных ценностей.

 

Список литературы

Гурович, Л. М. Ребенок и книга:

пособ

. для

воспитат

.

дет. сада / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая. - М.: Академия, 2022. - 160 с.

Дубовис

, Д. М. Вопросы художественного восприятия в трудах А.В. Запорожца / Д.М.

Дубовис

, К.Е. Хоменко. -Вопросы психологии. - 2015. - №5. - С. 117-123.

Егорова, А. Н. Приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям / А.Н. Егорова, Т.Г.

Ханова

// Актуальные проблемы дошкольного и начального образования в свете реализации ФГОС: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2016. - С. 31-34.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×