ЧТЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Саклакова Мария Григорьевна, воспитатель
МБДОУ "Детский сад № 309" г. Красноярск
Аннотация. В статье рассматривается роль чтения в духовно-нравственном воспитании дошкольников, а также методы и приемы, которые помогут воспитателям эффективно использовать книги для формирования моральных качеств и ценностей у детей. Описываются примеры книг и подходов, которые способствуют развитию эмоционального интеллекта, понимания морали и социальных норм у детей раннего возраста.
Ключевые слова: чтение, духовно-нравственное воспитание, дошкольники, воспитание, моральные качества, эмоциональный интеллект, литература для детей.
Чтение является важным инструментом духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, поскольку книги помогают формировать у малышей представления о мире, моральные ценности и эмоциональные реакции. Книга, будучи мощным источником знаний и эмоций, может стать значимым элементом в процессе воспитания, способствуя развитию у детей таких качеств, как сострадание, честность, дружелюбие и ответственность.
Для дошкольников чтение — это не только способ развить языковые навыки, но и уникальная возможность для формирования основ моральных ориентиров. Через сказки, рассказы и стихотворения дети могут погружаться в мир, где сталкиваются с различными ситуациями и учатся реагировать на них в соответствии с принятыми социальными и нравственными нормами. Например, в сказке о Котенке по имени Гав, написанной Юрием Дружковым, дети могут увидеть пример дружбы и взаимопомощи. Воспитатель может обсудить с детьми, как герои сказки помогали друг другу и что они могли бы сделать в подобной ситуации.
Особое внимание следует уделить выбору книг, которые соответствуют возрасту и интересам детей. Литература должна быть не только занимательной, но и содержательной, чтобы дети могли извлечь из неё уроки, актуальные для их возраста. Например, в сказках о животных, таких как "Волк и семеро козлят", можно найти уроки о том, как важно быть внимательным и осторожным, а также о том, как доверие и обман могут повлиять на развитие событий. Обсуждение таких книг помогает детям понять, что каждое действие имеет свои последствия, и что честность и доверие играют важную роль в отношениях с окружающими.
Чтение книг, содержащих моральные и этические дилеммы, также способствует развитию критического мышления и умения делать выбор. Воспитатель может предложить детям рассмотреть такие ситуации, как, например, поступки героев сказок, и вместе обсудить, какие из них были правильными, а какие — нет. Это позволяет детям осознать, что у каждого выбора есть свои плюсы и минусы, и учит их принимать решения, основываясь на своих моральных убеждениях.
Интерактивное чтение, при котором воспитатель активно вовлекает детей в процесс, задавая вопросы и предлагая обсуждения, также играет важную роль в воспитании. Например, после прочтения книги о приключениях маленького медвежонка, который оказался в трудной ситуации, воспитатель может задать вопросы, такие как: "Что бы ты сделал на месте медвежонка?" или "Как ты думаешь, что будет дальше?" Такие вопросы помогают детям глубже понять содержание книги, а также развивают их способность к эмпатии и самостоятельному размышлению.
Ритуалы чтения, такие как вечернее чтение книг перед сном, также могут стать важным элементом в воспитании. Они создают уютную атмосферу и позволяют детям обсуждать прочитанное, делиться своими мыслями и чувствами. Например, обсуждение книги о маленьком принце перед сном может стать отличной возможностью для разговоров о дружбе, любви и важности быть добрым. Воспитатель может задавать вопросы о том, как герои книг относятся друг к другу и какие качества они проявляют.
Не менее важным является использование книг как инструмента для формирования социального поведения. Книги о взаимодействии с другими людьми, об уважении к окружающим и о важности работы в команде могут стать отличным подспорьем в воспитании социальных навыков. Например, книга "Ребята и зверята" может помочь детям понять, как важно заботиться о других и уважать их чувства. Воспитатель может обсудить с детьми, как герои книги проявляют заботу и помощь друг другу, и как эти качества могут быть применены в их собственных взаимодействиях.
Также стоит отметить, что чтение книг, связанных с культурными и национальными традициями, помогает детям развивать чувство гордости за свою культуру и уважение к традициям других народов. Например, книги о праздниках, традициях и обычаях, таких как "Сказки народов мира" или книги о праздниках, могут стать основой для обсуждения и понимания культурного разнообразия.
Чтение книг должно быть не просто частью образовательного процесса, но и источником радости и удовольствия для детей. Создание положительных эмоций, связанных с чтением, помогает детям развивать любовь к книгам и формировать у них потребность в постоянном познании нового. Например, можно организовать театрализацию книг, где дети сами играют роли из прочитанных историй, или провести книжные выставки, где дети могут выбирать книги по своему вкусу и интересам.
Таким образом, чтение является мощным инструментом духовно-нравственного воспитания дошкольников. Использование книг для формирования моральных качеств и социальных навыков, обсуждение прочитанного, интерактивное вовлечение детей в процесс чтения, ритуалы чтения и культурное просвещение помогают детям развивать эмоциональный интеллект, понимание морали и уважение к окружающим. Воспитатели, используя литературу как основу для воспитательного процесса, могут создать богатое и многогранное образовательное пространство, способствующее гармоничному развитию детей и формированию их нравственных ценностей.
Список литературы
Гурович, Л. М. Ребенок и книга:
пособ
. для
воспитат
.
дет. сада / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая. - М.: Академия, 2022. - 160 с.
Дубовис
, Д. М. Вопросы художественного восприятия в трудах А.В. Запорожца / Д.М.
Дубовис
, К.Е. Хоменко. -Вопросы психологии. - 2015. - №5. - С. 117-123.
Егорова, А. Н. Приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям / А.Н. Егорова, Т.Г.
Ханова
// Актуальные проблемы дошкольного и начального образования в свете реализации ФГОС: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2016. - С. 31-34.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат