Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Развитие естественно - научной грамотности учащихся на уроках химии. Работа №70685

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Развитие естественно - научной грамотности учащихся на уроках химии
Работа:
РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ
Шнякина Людмила Геннадьевна, учитель химии
МБОУ СОШ с. Джалинда
Аннотация. В статье рассматриваются методы и подходы, которые способствуют развитию естественно-научной грамотности школьников на уроках химии. Описаны практические примеры, которые помогают учащимся развивать критическое мышление, умение работать с данными и применять химические знания в реальных жизненных ситуациях.
Ключевые слова: естественно-научная грамотность, химия, критическое мышление, работа с данными, школьное образование.
В условиях стремительно развивающегося научного прогресса важно не только изучать отдельные предметы, но и формировать у школьников комплексное научное мировоззрение. Естественно-научная грамотность включает в себя не только владение теоретическими знаниями, но и умение применять их на практике, анализировать информацию, делать выводы на основе научных данных и принимать решения, основанные на достоверных фактах. На уроках химии учителя могут эффективно развивать эти навыки у школьников, используя разнообразные методы и подходы.
Одним из важнейших инструментов для развития естественно-научной грамотности является проведение лабораторных работ. Химия как наука требует от школьников умения работать с веществами, экспериментировать, измерять и анализировать результаты. Например, при выполнении экспериментов по изучению скорости химических реакций школьники не только усваивают теоретические понятия, но и развивают навыки работы с данными, учатся интерпретировать результаты и делать выводы на основе проведённых исследований. Это способствует формированию аналитического мышления и умению работать с экспериментальными данными.
Критическое мышление играет важную роль в развитии естественно-научной грамотности. На уроках химии школьники могут столкнуться с задачами, требующими анализа различных факторов и предложений решений. Например, задания на тему влияние концентрации реагентов на скорость химической реакции требуют от учащихся не только знания теоретических основ, но и умения оценивать различные гипотезы, сопоставлять данные и делать выводы. Такие задания развивают у школьников способность мыслить критически и оценивать информацию с научной точки зрения.
Интеграция химии с другими естественными науками также является важным аспектом развития естественно-научной грамотности. Связь химии с биологией, физикой и экологией позволяет школьникам увидеть, как химические процессы влияют на окружающую среду и живые организмы. Например, изучение темы химические загрязнители в окружающей среде помогает учащимся осознать взаимосвязь химических реакций с экологическими последствиями и развивает их экологическое сознание.
Проектная деятельность является ещё одним эффективным методом развития естественно-научной грамотности. Школьники могут работать над проектами, связанными с исследованием химических процессов в природе или изучением состава продуктов питания, воды или почвы. Проектная деятельность помогает учащимся развивать исследовательские навыки, учиться планировать эксперименты, анализировать полученные данные и представлять результаты своей работы. Это способствует не только усвоению химических знаний, но и развитию самостоятельности и ответственности за результаты своих исследований.
Использование цифровых технологий, таких как компьютерные симуляции, также может значительно повысить уровень естественно-научной грамотности. Виртуальные лаборатории позволяют школьникам проводить эксперименты, моделировать химические реакции и анализировать результаты в интерактивной форме. Например, с помощью программ для моделирования химических реакций учащиеся могут изучать влияние различных факторов на скорость реакции или стабильность молекул. Такие технологии помогают школьникам лучше усваивать сложные понятия и применять полученные знания на практике.
Подводя итоги, можно отметить, что развитие естественно-научной грамотности на уроках химии требует использования разнообразных методов и подходов. Лабораторные работы, проектная деятельность, интеграция с другими науками и использование цифровых технологий способствуют формированию у школьников критического мышления, навыков анализа и способности принимать обоснованные решения. Эти качества играют важную роль в формировании научного мировоззрения и готовности к дальнейшему обучению и профессиональной деятельности.
Список литературы
Грумова Н. А. Методы и средства формирования естественнонаучной грамотности учащихся при обучении химии //ШКОЛА БУДУЩЕГО №4 2021. – С. 62-73.
Зеленцова В. А., Павлютенко А. И. Формирование у обучающихся естественно-научной грамотности на уроках химии // Научно-методический электронный журнал Калининградский вестник образования. — 2023. — №1 (17) / апрель. — С. 30-39.
Пентин А. Ю., Никифоров Г. Г., Никишова Е. А. Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2019. — Т. 1. — № 4 (61). — С. 80–97.
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×