Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

"Экологическое воспитание младших школьников". Работа №70698

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
"Экологическое воспитание младших школьников"
Работа:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Щербинина Светлана Витальевна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ №12
Аннотация: Статья посвящена вопросам экологического воспитания младших школьников. Экологическая грамотность является важной составляющей развития личности ребёнка, формируя у него ответственные и бережные отношения к природе и окружающему миру. В статье описаны основные методы и приёмы экологического воспитания в начальной школе, а также примеры их практического применения в образовательной деятельности. Рассматриваются возможности интеграции экологических знаний в учебные предметы и внеклассные мероприятия. Акцент сделан на формировании у детей экологического мышления через практические действия и наблюдения.
Ключевые слова: экологическое воспитание, младшие школьники, начальная школа, природа, окружающая среда, экологическое мышление, практическая деятельность, ответственность.
Экологическое воспитание младших школьников является важной частью образовательного процесса в начальной школе, так как именно в этот период у детей формируется мировоззрение, базовые ценности и отношение к окружающему миру. Современная экологическая ситуация требует активного вмешательства со стороны общества, и начать это воспитание нужно с самого раннего возраста, чтобы дети, став взрослыми, осознавали свою роль в сохранении и защите природы.
Экологическое воспитание в школе направлено на формирование у детей экологического сознания и бережного отношения к природе, воспитывает ответственность за состояние окружающей среды и учит правилам экологически грамотного поведения. Этот процесс включает в себя как теоретические знания, так и практическую деятельность, позволяющую школьникам не только понимать экологические проблемы, но и вносить свой посильный вклад в их решение.
Одним из первых шагов в экологическом воспитании является знакомство детей с природой и её основными законами. В младшем школьном возрасте дети начинают осознавать, что окружающий мир состоит не только из людей, но и из множества живых существ, растений и природных явлений, которые находятся в постоянном взаимодействии. Учитель может использовать уроки окружающего мира для того, чтобы показать детям многообразие природы и объяснить, как она функционирует. Например, на уроке можно изучить цикл воды в природе или рассказать о взаимосвязях между растениями и животными в экосистеме.
Однако одной теории недостаточно. Дети лучше усваивают информацию, если они могут применить её на практике. Поэтому важной составляющей экологического воспитания являются экскурсии на природу, посещение парков, заповедников и экологических троп. Например, прогулка по лесу или поход в парк с заданиями на наблюдение за животными и растениями помогает детям не только увидеть природу вживую, но и научиться её уважать и понимать. Учитель может предложить детям составить дневник наблюдений, в котором они будут описывать увиденные растения и животных, обращая внимание на их особенности и взаимосвязи с окружающей средой. Такие задания способствуют развитию у детей внимательности и наблюдательности.
Примером практической деятельности, способствующей экологическому воспитанию, может быть посадка растений. В классе можно организовать мини-огород или цветник, где дети под руководством учителя будут ухаживать за растениями, наблюдать за их ростом и развитием. Этот процесс не только обучает детей основам природных наук, но и помогает развивать у них чувство ответственности за живые существа. Видя, как растения реагируют на их уход, дети начинают осознавать, насколько важно бережное отношение к природе и как сильно человек может влиять на окружающий мир.
Также важную роль в экологическом воспитании играют школьные экологические акции и мероприятия. Например, в рамках внеклассной работы можно провести День чистоты, когда ученики вместе с учителями выйдут на территорию школы или ближайший парк для уборки мусора. Такое мероприятие не только прививает уважительное отношение к окружающей среде, но и учит детей работать в коллективе, видеть результат своих усилий и осознавать важность совместных действий. После уборки можно провести небольшую беседу, обсудить, почему так важно поддерживать чистоту, и какие последствия могут быть, если люди не будут следить за состоянием природы.
На уроках литературы и чтения учитель может знакомить детей с произведениями, в которых раскрывается тема природы и её охраны. Классические произведения, такие как рассказы Михаила Пришвина или Николая Сладкова, помогают детям увидеть красоту окружающего мира и осознать, что человек является частью природы. Эти произведения не только развивают у детей любовь к чтению, но и формируют у них чувство ответственности за окружающий мир, учат замечать и ценить природу.
Кроме того, важным аспектом экологического воспитания является интеграция экологических знаний в уроки других предметов. Например, на уроках математики можно рассматривать задачи, связанные с расчётом количества воды, потребляемой человеком, или расходом электричества, тем самым прививая детям понимание необходимости экономного использования природных ресурсов. На уроках технологии можно обсуждать переработку отходов и проводить мастер-классы по созданию полезных вещей из вторичного сырья. Это поможет детям лучше понять, как их повседневные действия влияют на экологическую ситуацию.
Современные технологии также могут стать эффективным инструментом экологического воспитания. Существует множество образовательных видеороликов, интерактивных игр и презентаций, которые наглядно демонстрируют детям, как работают природные процессы и какие проблемы стоят перед экологией сегодня. Использование таких материалов на уроках помогает сделать процесс обучения более интересным и наглядным, стимулируя интерес детей к экологическим вопросам.
Не стоит забывать и о важности примера взрослых. Учитель, который сам демонстрирует экологически грамотное поведение, становится для детей ролевой моделью. Например, можно показать детям, как правильно сортировать мусор, как экономить воду и электричество, как бережно относиться к вещам. Такие примеры лучше всего помогают детям усвоить нормы экологически ответственного поведения, так как дети склонны подражать взрослым, которых они уважают и ценят.
Таким образом, экологическое воспитание младших школьников — это сложный и многогранный процесс, который должен быть интегрирован в различные аспекты школьной жизни. Важно, чтобы дети не только получали знания об экологии, но и понимали, как эти знания применимы в их повседневной жизни. Практические занятия, экскурсии, экологические акции, уроки, на которых обсуждаются экологические проблемы, — всё это способствует формированию у детей экологического сознания и чувства ответственности за сохранение окружающей среды. Важно, чтобы учитель создавал условия для активного участия детей в экологических проектах, помогал им развивать наблюдательность, ответственность и любовь к природе. Это поможет воспитать поколение, которое будет уважительно относиться к окружающему миру и стремиться к его сохранению.
Список литературы
А. И. Черных Экологическое воспитание младших школьников в рамках внеурочной деятельности // Вестник МАН РС. 2022. №S2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov-v-ramkah-vneurochnoy-deyatelnosti-1
Ермаков Д.С., Токарев А.А. Исследование экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста в условиях реализации фгос // Теория и практика современной науки. 2019. №12 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-ekologicheskogo-vospitaniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta-v-usloviyah
Леонтьева И.А. К вопросу об экологизации современного школьного образования // Бюллетень науки и практики. 2017. №2 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-ekologizatsii-sovremennogo-shkolnogo-obrazovaniya
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×