Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Наставничество как механизм поддержки профессионального развития педагогов. Работа №70702

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Наставничество как механизм поддержки профессионального развития педагогов
Работа:

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК МЕХАНИЗМ ПОДДЕРЖКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ

 

Кравченко Лариса Петровна, методист ГБУ ОО ЗО "Ботиевская СОШ 12" ПР

 

Аннотация. В статье рассматривается роль наставничества в поддержке профессионального развития педагогов. Описаны основные формы наставничества, принципы организации эффективного взаимодействия между наставниками и молодыми учителями, а также положительное влияние этого процесса на качество образовательного процесса в школе. Особое внимание уделено формированию благоприятной профессиональной среды, где наставничество служит механизмом передачи опыта и способствует личностному и профессиональному росту педагогов.

Ключевые слова: наставничество, профессиональное развитие, педагоги, поддержка, образовательный процесс.

 

В условиях постоянных изменений и реформ системы образования возрастает потребность в создании условий для эффективного профессионального развития педагогов. Одним из наиболее действенных механизмов поддержки молодых учителей и повышения квалификации опытных педагогов является наставничество. Наставничество в образовательной среде представляет собой систему взаимодействия опытных педагогов с менее опытными коллегами, направленную на передачу профессиональных знаний, поддержку и адаптацию к педагогической деятельности. Эта форма поддержки играет ключевую роль в создании среды, способствующей успешному профессиональному становлению и развитию каждого учителя.

Наставничество позволяет решать сразу несколько задач. Во-первых, это помощь молодым педагогам в адаптации к условиям профессиональной деятельности. Переход от теоретических знаний, полученных в вузах, к практической работе с учащимися часто оказывается сложным этапом для учителей, начинающих свою карьеру. Наставник, обладая опытом, может помочь справиться с трудностями, возникающими в ходе работы: это касается как методических аспектов, так и взаимодействия с учащимися, коллегами и родителями.

Во-вторых, наставничество способствует повышению качества образовательного процесса в целом. Благодаря обмену опытом между учителями в рамках программы наставничества совершенствуются педагогические подходы, внедряются инновационные методики, что положительно сказывается на процессе обучения и развитии учеников. Опытные учителя, передавая свои знания, способствуют распространению лучших педагогических практик, что в конечном итоге отражается на учебных результатах.

Наставничество может быть реализовано в различных формах. Одной из самых распространенных является индивидуальное наставничество, при котором за молодым педагогом закрепляется опытный учитель. В рамках этого взаимодействия происходит регулярное общение, обсуждение возникающих проблем, поиск совместных решений, а также практическая помощь в подготовке и проведении уроков. Молодой педагог может получать ценные советы по управлению классом, построению учебного плана и анализу успеваемости учеников.

Групповое наставничество предполагает работу нескольких наставников с группой молодых педагогов. Этот формат особенно эффективен в условиях больших образовательных учреждений, где существует потребность в подготовке сразу нескольких учителей. Групповое наставничество позволяет учителям не только получать поддержку от более опытных коллег, но и обмениваться опытом друг с другом, что обогащает процесс их профессионального становления.

Менторские программы наставничества предполагают более глубокий уровень взаимодействия, где наставник не только помогает молодому учителю решать текущие профессиональные задачи, но и содействует формированию его педагогической философии, навыков самоанализа и саморефлексии. Этот формат требует высокой степени доверия между наставником и его подопечным, что способствует более глубокому погружению в процесс профессионального роста.

Эффективное наставничество базируется на нескольких ключевых принципах. Во-первых, это добровольность участия. Наставник и молодой педагог должны быть заинтересованы в совместной работе, что способствует созданию атмосферы взаимного уважения и доверия. Во-вторых, важна регулярность взаимодействия, поскольку только систематическое общение позволяет эффективно отслеживать профессиональный прогресс молодого учителя. Также необходимо учитывать индивидуальные потребности педагога, предоставляя ему ту форму поддержки, которая наиболее релевантна на данном этапе его профессионального развития.

Наставник должен обладать не только высоким уровнем профессиональных знаний и опыта, но и развитыми коммуникативными навыками. Он должен уметь не только передавать свои знания, но и мотивировать молодого педагога, поддерживать его в трудных ситуациях, помогать развивать самостоятельность и уверенность в собственных силах. Важную роль здесь играет также способность наставника к рефлексии: он должен не только делиться своими успехами, но и уметь анализировать собственные ошибки и уроки, извлеченные из них, что создает атмосферу открытого и честного диалога.

Наставничество оказывает положительное влияние не только на молодых педагогов, но и на самих наставников. Участие в процессе передачи опыта помогает опытным учителям совершенствовать свои собственные профессиональные навыки, рефлексировать над собственной деятельностью и осмысливать педагогическую практику. Это способствует их профессиональному развитию и предотвращает профессиональное выгорание, которое часто встречается у педагогов с большим стажем работы.

Одним из ключевых аспектов успешного внедрения системы наставничества в образовательное учреждение является создание благоприятной профессиональной среды. Администрации школы важно поддерживать инициативы по развитию наставничества, обеспечивать необходимые условия для взаимодействия педагогов, выделять время для совместной работы и обмена опытом. Кроме того, необходимо развивать культуру взаимопомощи и профессиональной поддержки, где учителя будут видеть в наставничестве не дополнительную нагрузку, а естественный и ценный процесс своего профессионального роста.

Таким образом, наставничество выступает важным механизмом поддержки профессионального развития педагогов. Оно способствует как адаптации молодых специалистов к педагогической деятельности, так и повышению качества образовательного процесса в школе в целом. Важно, чтобы наставничество не воспринималось как формальная процедура, а становилось частью профессиональной культуры школы, где каждый педагог, вне зависимости от опыта, может расти и развиваться.

 

Список литературы

Бреусова, В. С. Наставничество как одна из эффективных форм профессионального роста педагога / В. С. Бреусова, В. И. Мосиенко, М. Н. Ольшанская, М. В.

Фомовская

. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 29.1 (476.1). — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/archive/476/104977/ (дата обращения: 22.09.2024).

Мухаметзянова Ф

.

Ш

.

, Исланова Н

.

Н

.

Наставничество как механизм поддержки профессионального развития педагогов

// Мир науки. Педагогика и психология. 2020. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-kak-mehanizmpodderzhki-professionalnogo-razvitiya-pedagogov (дата обращения: 22.09.2024).

Наставничество в образовании: культура, идеи, технологии: Всероссийская с международным участием научно-практическая

конференция. Часть 2 / Уральский государственный педагогический университет; главный редактор Г. А. Кругликова. – Екатеринбург: [б. и.], 2023. – 1 CD-ROM. – Текст: электронный.



Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×