ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Файзуллина Алиса Маратовна, учитель-дефектолог
ГБУ Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья городского округа, г. Уфа, Республики Башкортостан
Аннотация. Психомоторное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является важной составляющей их общего развития, напрямую влияя на социальную адаптацию и успешную интеграцию в общество. В статье рассматривается роль психомоторного развития в реабилитации детей с ОВЗ, описываются особенности работы с такими детьми, а также предлагаются примеры и методы, которые могут быть использованы для улучшения их моторных и когнитивных навыков.
Ключевые слова: психомоторное развитие, дети с ОВЗ, реабилитация, коррекционная работа, моторные навыки, когнитивное развитие.
Психомоторное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) играет одну из ключевых ролей в процессе их реабилитации и коррекции. Этот аспект развития охватывает не только физическую активность, но и психические процессы, связанные с восприятием, вниманием, памятью и мышлением. Для детей с ОВЗ, имеющих задержки в развитии моторики и когнитивных функций, крайне важно создавать условия, которые будут способствовать полноценному психомоторному развитию, обеспечивающему основу для дальнейшей социальной и образовательной адаптации.
Работа учителя-дефектолога в реабилитационных центрах направлена на создание специализированных условий для развития психомоторных навыков у детей. Психомоторное развитие включает в себя взаимодействие между двигательной активностью и психическими процессами, и его задержка может вызывать сложности в освоении даже самых простых бытовых и учебных навыков. Например, у детей с ОВЗ часто наблюдаются проблемы с координацией движений, сниженная способность к удержанию внимания, трудности в восприятии пространственных характеристик и планировании действий.
Одной из основных задач учителя-дефектолога в рамках работы с детьми с ОВЗ является выявление и устранение таких нарушений. Это достигается через комплекс мероприятий, которые помогают развивать координацию, внимание и мелкую моторику, что в свою очередь оказывает положительное влияние на когнитивные функции ребенка.
Практическая работа по развитию психомоторных навыков может включать различные методы и упражнения, направленные на формирование и закрепление у детей навыков, связанных с восприятием и движением. Например, занятия с использованием мячей, скакалок и других предметов позволяют детям развивать координацию движений и баланс. Задания на мелкую моторику, такие как сбор пазлов, застегивание пуговиц, нанизывание бусин, тренируют точность движений и улучшают общую ловкость. Такие упражнения важны не только для физического развития, но и для развития внимания, памяти и других когнитивных процессов.
Также важно отметить, что психомоторное развитие напрямую связано с эмоциональной сферой ребенка. Для детей с ОВЗ моторные и когнитивные трудности могут стать источником фрустрации и неуверенности в своих силах. Регулярные успешные занятия и постепенное улучшение навыков помогают ребенку обрести уверенность в себе, что способствует развитию позитивной самооценки. Именно поэтому работа с детьми должна строиться таким образом, чтобы создавать позитивную, поддерживающую атмосферу, в которой ребенок будет чувствовать себя комфортно и мотивировано для дальнейших занятий.
Примером эффективного метода для развития психомоторики является работа с сенсорными комнатами. В таких пространствах дети могут развивать свои навыки через игру с различными сенсорными стимулами. Например, текстурные коврики, световые панели и специальные мягкие формы помогают развивать тактильные, визуальные и моторные навыки. Важно, что такая работа осуществляется в игровой форме, что значительно снижает уровень тревожности у детей с ОВЗ и делает занятия более увлекательными и результативными.
Важное внимание в работе учителя-дефектолога уделяется также индивидуальному подходу к каждому ребенку. Дети с ОВЗ имеют различные степени нарушений, и для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, учитывающая его особенности и потребности. Например, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в упражнениях, направленных на укрепление мышц и улучшение координации, в то время как дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) могут нуждаться в развитии навыков планирования движений и синхронизации движений с внешними стимулами.
Ключевую роль в успешной коррекционной работе играет взаимодействие с родителями. Родители должны быть активно вовлечены в процесс реабилитации, так как именно они продолжают работу дома, выполняя рекомендации специалистов. Учитель-дефектолог может предложить родителям различные игры и упражнения для домашних занятий, которые помогут закрепить достижения, полученные на занятиях в центре. Это может включать задания на координацию движений, игры с предметами, которые развивают ловкость рук, или упражнения на баланс и равновесие.
Например, простая игра с мячом может помочь ребенку улучшить координацию и реакцию. Родители могут бросать мяч ребенку, предлагая ловить его разными способами: двумя руками, одной рукой, или на скорость. Также можно использовать балансировочные доски или другие простые предметы, которые помогут развивать чувство равновесия и координацию. Подобные упражнения можно выполнять в домашних условиях, делая процесс реабилитации более постоянным и последовательным.
Таким образом, психомоторное развитие детей с ОВЗ является важнейшим аспектом их реабилитации. Учитель-дефектолог, работая в тесном контакте с детьми и их родителями, помогает им развивать как двигательные, так и когнитивные навыки, что значительно улучшает их общее состояние, способность к обучению и самообслуживанию. Применение разнообразных методов, таких как сенсорные игры, упражнения на координацию и баланс, а также использование индивидуального подхода к каждому ребенку, способствует эффективной коррекционной работе и постепенному улучшению состояния детей с ОВЗ.
Список литературы
Красильникова Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с особыми образовательными потребностями / Л.В. Красильникова, Н.В. Вялова // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 79-2. – С. 178-181. – Электронная копия доступна на сайте Гуманитарно-пед. акад. (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского».
Олифер
О.О. Проблема социализации детей с особыми образовательными потребностями //
СибСкрипт
. – 2015. – № 3-1 (63). – С. 115-119.
Стрельникова А
.
С, Веселкова Е
.
А
.
Методы коррекции психомоторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2019. №11-1.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат