ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО- ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Корбут Оксана Вячеславовна, воспитатель
Данилова Наталия Сергеевна, музыкальный руководитель
МОУ СОШ №24 г.Подольск
Аннотация. В статье раскрывается значимость театрализованной деятельности как эффективного метода нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Театрализованная игра позволяет развивать у ребёнка не только эмоционально-волевую сферу, но и формировать уважение к культурным традициям и истории своей Родины. В статье рассматриваются методы организации театрализованных игр и спектаклей в детском саду, подчеркивается их роль в формировании нравственных качеств и патриотических чувств у детей.
Ключевые слова: театрализованная деятельность, нравственно-патриотическое воспитание, дошкольники, игры, культурные традиции, нравственные качества.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач современной педагогики. Именно в этом возрасте закладываются основы нравственных ценностей, уважение к Родине, её традициям, культуре и истории. Один из эффективных методов, позволяющий гармонично сочетать игровую и воспитательную деятельность, — это театрализованная деятельность. Через театральные игры и постановки дети не только развивают воображение и эмоциональную сферу, но и приобщаются к ценностям, которые формируют у них чувство гордости за свою страну и уважение к людям.
Театрализованная деятельность — это форма игровой деятельности, в которой дети вживаются в роли персонажей, действующих в определённом сюжете, и проживают события, выражая свои эмоции и чувства.
Театрализованная игра даёт детям возможность прожить эмоции героев, осознать их переживания и поступки. Это способствует развитию эмпатии, способности сопереживать и ставить себя на место другого человека. Через героев, отражающих нравственные и патриотические ценности, дети осознают важность таких качеств, как дружба, взаимопомощь и верность своей Родине.
Постановки, связанные с историей страны, её культурными традициями, знаменательными событиями, позволяют детям приобщиться к культурному наследию своего народа. Это способствует формированию уважения к своей стране, её истории и героям. Через роли, основанные на реальных исторических событиях или народных сказках, у детей укрепляется чувство гордости за свою Родину.
Театрализованные постановки часто связаны с народным фольклором, праздниками, обрядами, которые отражают национальные традиции. Участие в таких спектаклях помогает детям не только лучше понять смысл тех или иных традиций, но и почувствовать себя их частью.
Театральные игры требуют от детей умения взаимодействовать друг с другом, договариваться, играть коллективно. Это способствует развитию навыков общения, уважения к мнению других, умению работать в команде. Такие качества, как взаимопомощь и уважение к партнёрам по игре, играют важную роль в нравственном воспитании ребёнка.
Для успешного проведения театрализованных занятий необходимо грамотно организовать этот процесс с учётом возрастных особенностей детей и их уровня подготовки. В детском саду театрализованная деятельность может включать в себя несколько форм, каждая из которых направлена на развитие разных сторон личности ребёнка.
Одним из самых популярных методов является инсценировка сказок, народных преданий и рассказов, которые включают в себя патриотические или нравственные элементы. Например, народные сказки часто несут в себе нравственные уроки и могут стать основой для постановок. Дети, разыгрывая роли, учатся понимать поступки героев, различать добро и зло, а также следовать нравственным идеалам.
Важной формой театрализованной деятельности являются ролевые игры, в которых дети примеряют на себя роли различных персонажей. Эти игры могут быть построены на темах, связанных с патриотическим воспитанием, например, «Защитники Родины», «Дружные народы». Такие игры помогают детям осознать важность патриотических ценностей, взаимовыручки, ответственности за свою Родину.
В рамках праздничных мероприятий в детских садах часто проводятся постановки, посвящённые Дню Победы, Дню защитника Отечества, Новому году, народным праздникам. Подготовка к таким постановкам включает знакомство с историей праздников, обсуждение значимых событий, чтение соответствующих произведений. Всё это помогает детям глубже осознавать историческую значимость событий и почувствовать сопричастность к традициям своего народа.
Кукольные спектакли — ещё одна эффективная форма театрализованной деятельности. Куклы могут воплощать образы народных героев, исторических личностей, которые становятся ближе и понятнее детям. Кукольный театр помогает детям легче воспринимать сложные нравственные и патриотические темы, превращая их в увлекательные игровые истории.
Примеры театрализованных постановок для нравственно-патриотического воспитания.
Постановка «Богатырская сила». В основе сюжета — народные былины о русских богатырях. Через игру дети знакомятся с такими понятиями, как смелость, отвага, защита слабых, верность Родине. Участвуя в таких постановках, дети примеряют на себя роль защитников и героев, что формирует у них чувство ответственности и патриотизма.
Спектакль «Наша Победа». Это может быть инсценировка небольших сценок, посвящённых Дню Победы. В процессе подготовки дети узнают о подвигах героев войны, знакомятся с историей своей страны, что способствует формированию гордости за Родину и уважения к её защитникам.
Воспитатель играет ключевую роль в организации и проведении театрализованной деятельности. Он не только координирует процесс, но и активно участвует в разработке сценариев, выборе тем для постановок и игр. Важно, чтобы воспитатель смог заинтересовать детей, вовлечь их в процесс, при этом помогая осознать глубокие нравственные и патриотические уроки, заложенные в сюжетах.
Театрализованная деятельность является мощным средством нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Через игру, драматизацию и ролевые игры дети усваивают важные жизненные уроки, учатся быть справедливыми, честными, ответственными и любящими свою Родину.
Список литературы
Аблитарова, А. Р. Воспитание нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста посредством основ патриотических чувств / А. Р. Аблитарова, А. О. Ястребцова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 2 (2). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/6/184/.
Головань, Д. В. Нравственное воспитание у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности / Д. В. Головань. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13580/.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат