Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Применение современных технологий на уроках технологии с детьми с нарушением слуха. Работа №70740

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Применение современных технологий на уроках технологии с детьми с нарушением слуха
Работа:

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

 

Овчинникова Татьяна Николаевна, учитель ГБОУ ЛНР "Луганская специальная (коррекционная) школа-интернат"

 

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к использованию современных технологий в процессе обучения детей с нарушением слуха на уроках технологии. В условиях коррекционной школы важным аспектом становится адаптация учебного процесса, а внедрение цифровых и интерактивных инструментов помогает не только улучшить восприятие материала, но и развивать у детей практические навыки, которые пригодятся в дальнейшей жизни. Описаны конкретные технологии и методики, которые могут быть полезны в работе с детьми с нарушением слуха, а также предложены рекомендации для учителей, как эффективно использовать эти технологии на занятиях.

Ключевые слова: дети с нарушением слуха, современные технологии, уроки технологии, инклюзивное образование, коррекционная педагогика, цифровые инструменты, адаптация учебного процесса.

 

Образование детей с нарушением слуха требует применения особых педагогических подходов, направленных на развитие у них не только академических знаний, но и практических навыков, необходимых для социальной и профессиональной адаптации. Уроки технологии занимают особое место в учебной программе таких детей, так как они направлены на развитие моторики, координации, креативного мышления и практического применения знаний. Современные технологии, такие как цифровые образовательные ресурсы, интерактивные системы и специализированные программные продукты, могут значительно облегчить процесс обучения и сделать его более доступным и эффективным для детей с ограничениями слуха.

Дети с нарушением слуха сталкиваются с ограниченным доступом к звуковой информации, что затрудняет их восприятие вербальной информации, обмен информацией с окружающими и обучение наравне с их слышащими сверстниками. Однако благодаря современным технологиям, учителя могут значительно облегчить процесс передачи знаний таким детям, компенсируя недоступные слуховые каналы другими — визуальными и тактильными.

Нарушения слуха также могут оказывать влияние на общую когнитивную и социальную адаптацию, что требует от учителей применения методов, которые развивают не только технические, но и коммуникативные навыки у учеников. Современные технологии могут помочь решить эту проблему, предоставляя учащимся дополнительные возможности для развития и интеграции в общество.

Уроки технологии представляют собой практико-ориентированные занятия, которые помогают развивать у детей с нарушением слуха моторику, координацию движений и навыки работы с различными инструментами и материалами. Однако из-за ограниченных слуховых возможностей такие ученики могут сталкиваться с трудностями при выполнении заданий, связанных с необходимостью следования инструкциям или взаимодействия с одноклассниками.

Внедрение технологий, способствующих визуальному восприятию информации, а также развитие цифровых инструментов для совместного обучения и практической работы могут значительно облегчить процесс обучения для детей с нарушением слуха, делая его более доступным и эффективным.

Современные технологии в обучении детей с нарушением слуха

Интерактивные доски и сенсорные экраны

Интерактивные доски и сенсорные экраны являются мощным инструментом для обучения детей с нарушением слуха. Благодаря таким устройствам учитель может демонстрировать материалы на большом экране, а ученики могут непосредственно взаимодействовать с учебным контентом через прикосновения. Интерактивные доски позволяют создавать визуальные инструкции, использовать схемы, чертежи и изображения для объяснения различных технических процессов, что особенно важно для учеников с ограничениями слуха, которым трудно воспринимать вербальные инструкции.

Кроме того, сенсорные экраны помогают детям с нарушением слуха развивать мелкую моторику и координацию движений, что является важным аспектом на уроках технологии, связанных с ручным трудом и выполнением сложных операций.

Образовательные программы и приложения

Современные образовательные программы и мобильные приложения также могут играть важную роль в обучении детей с нарушением слуха. Многие из таких программ предлагают адаптированные упражнения для развития моторики, логики и технических навыков. Например, существуют программы для моделирования, работы с 3D-графикой и черчения, которые могут использоваться на уроках технологии для обучения основам проектирования и конструирования.

Некоторые приложения могут быть адаптированы для детей с нарушением слуха и включать в себя текстовые инструкции, визуальные подсказки и анимацию, что облегчает понимание материала и способствует активному вовлечению учеников в процесс обучения.

Использование видеоуроков и анимации

Видеоуроки с субтитрами и анимационные объяснения — еще один мощный инструмент для обучения детей с нарушением слуха. Анимация помогает визуализировать сложные технические процессы, такие как работа механизмов, сборка деталей или химические реакции, делая их более понятными для учеников, которые не могут воспринимать устные объяснения.

Видео с субтитрами также предоставляют возможность детям с нарушением слуха получать более полное представление о том, что происходит на уроке, и следовать инструкциям более точно. Учителя могут использовать видеоуроки в качестве дополнительного источника информации, а также создавать собственные материалы с пояснениями для учеников.

Программное обеспечение для совместной работы

Программное обеспечение для совместной работы, такое как Google Workspace или Microsoft Teams, может быть полезным инструментом для учеников с нарушением слуха, особенно в условиях проектной деятельности. Такие платформы позволяют ученикам обмениваться информацией через текстовые сообщения, совместно работать над проектами в реальном времени, а также делиться результатами своей работы с учителем и одноклассниками.

Для детей с нарушением слуха это особенно важно, так как они могут испытывать трудности в вербальной коммуникации, и использование текстовых каналов общения делает процесс взаимодействия с одноклассниками и учителями более доступным и удобным.

Виртуальная и дополненная реальность

Технологии виртуальной и дополненной реальности (VR и AR) открывают новые горизонты для обучения детей с нарушением слуха. Виртуальная реальность позволяет создавать иммерсивные обучающие среды, в которых ученики могут изучать различные аспекты уроков технологии в интерактивном формате. Например, они могут виртуально "побывать" на заводе или в мастерской, изучая производственные процессы без необходимости физического присутствия.

Дополненная реальность, в свою очередь, позволяет "оживлять" учебные материалы прямо в классе. С помощью AR-приложений ученики могут видеть трехмерные модели объектов, которые они изучают на уроках, такие как детали машин или конструкции зданий, что помогает им лучше понять сложные технические процессы.

Преимущества использования технологий для детей с нарушением слуха:

Улучшение восприятия информации

Современные технологии помогают компенсировать недостатки слухового восприятия, предоставляя детям с нарушением слуха дополнительные способы получения информации. Визуальные и интерактивные элементы делают процесс обучения более доступным, позволяют лучше понять материал и вовлекают детей в активную учебную деятельность.

Развитие коммуникативных навыков

Использование технологий также способствует развитию коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха. Совместная работа над проектами, обмен информацией через текстовые и визуальные каналы, а также возможность следить за процессом работы других учеников помогают детям развивать навыки взаимодействия в коллективе.

Адаптация учебного процесса

Современные технологии позволяют учителям гибко адаптировать учебный процесс под потребности каждого ученика. С помощью индивидуальных образовательных программ и приложений учитель может создавать задания, учитывающие уровень подготовки и особенности каждого ребенка, что особенно важно при работе с детьми с нарушением слуха.

Повышение мотивации к обучению

Технологии, такие как интерактивные доски, виртуальная реальность и образовательные приложения, делают процесс обучения более интересным и увлекательным. Это способствует повышению мотивации у детей с нарушением слуха, которым может быть сложно сосредоточиться на традиционных методах преподавания.

Препятствия и вызовы при использовании технологий

Технические сложности

Одной из главных проблем при внедрении современных технологий в процесс обучения является наличие технических трудностей. Это может включать как недостаток оборудования, так и сложности в его использовании. Учителям важно быть подготовленными к тому, что работа с цифровыми устройствами требует постоянного технического сопровождения и регулярного обновления программного обеспечения.

Необходимость обучения учителей

Использование современных технологий требует от педагогов дополнительных навыков и знаний. Учителя должны быть готовы осваивать новые инструменты и методы работы с учениками, а также обучаться работе с программным обеспечением и интерактивными устройствами. Это может потребовать значительных временных и кадровых ресурсов.

Индивидуальные потребности детей

Хотя технологии могут значительно улучшить процесс обучения, они не всегда могут удовлетворить все потребности каждого ребенка. Учителя должны учитывать индивидуальные особенности учеников с нарушением слуха и адаптировать технологии так, чтобы они соответствовали их конкретным потребностям и уровню подготовки.

Рекомендации для педагогов

1. Интегрируйте технологии в учебный процесс постепенно. Важно не перегружать учеников и процесс обучения новыми инструментами сразу. Начните с простых технологий, таких как интерактивные доски или образовательные приложения, а затем постепенно вводите более сложные, такие как виртуальная реальность или совместные платформы для работы.

2. Обучайте детей использовать технологии. Перед началом работы с новыми устройствами или программами проведите обучающие занятия для учеников, чтобы они могли эффективно использовать инструменты на уроках.

3. Используйте разнообразные технологии. Комбинируйте различные технологии в процессе обучения, чтобы сделать его более интересным и многогранным. Например, используйте интерактивные доски для демонстрации материала, а приложения и видеоуроки — для закрепления знаний.

4. Учитывайте индивидуальные особенности учеников. Технологии должны быть адаптированы под конкретные потребности детей с нарушением слуха. Разрабатывайте задания с учетом уровня подготовки и способностей каждого ученика.

В заключение можно отметить, что использование современных технологий на уроках технологии с детьми с нарушением слуха открывает новые возможности для их обучения и развития. Технологии помогают компенсировать недостатки слухового восприятия, делают процесс обучения более интерактивным и доступным, а также способствуют развитию коммуникативных и технических навыков у детей. Однако для успешного применения технологий в образовательном процессе важно учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка, а также быть готовыми к техническим вызовам и необходимости обучения как учителей, так и учеников.

 

Список литературы

 

1.Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология : учебник для вузов / В. П. Глухов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.

2.Зеленецкая, Е. Ю. Технология: рабочие программы. 5-8 классы: учебно-методическое пособие/сост. Е. Ю. Зеленецкая. – М.:Дрофа, 2016

3.Речицкая, Е. Г. Теоретические основы компенсирующего и коррекционно-развивающего образования в начальных классах. Межличностные отношения детей с нарушением слуха : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. Г. Речицкая, Ю. В. Гайдова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×