КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ: ОСНОВЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ
Кшеминский Виктор Викторович, учитель
ГБОУ «Школа № 25 Г.О. Донецк» ДНР
Аннотация. В статье рассматриваются основы кибербезопасности для школьников, подчеркивается важность защиты личных данных и ответственного поведения в сети. Описаны основные угрозы, с которыми могут столкнуться дети и подростки в интернете, а также даны практические советы по предотвращению этих угроз. Рассматриваются примеры, как учителя информатики могут интегрировать тему кибербезопасности в учебный процесс, формируя у учащихся важные цифровые навыки.
Ключевые слова: кибербезопасность, интернет-угрозы, школьники, безопасность в интернете, личные данные, цифровые навыки.
В современном мире интернет стал неотъемлемой частью жизни детей и подростков. С раннего возраста школьники получают доступ к различным цифровым устройствам и интернет-ресурсам, что открывает для них массу возможностей для обучения, общения и творчества. Однако вместе с этими возможностями возрастает и угроза столкновения с различными киберрисками. Именно поэтому кибербезопасность становится ключевой темой, которую необходимо включать в образовательный процесс, особенно в рамках школьного курса информатики.
Одной из самых распространенных угроз для школьников является несанкционированный доступ к их личным данным. Дети и подростки, не всегда осознавая последствия своих действий, могут делиться в интернете конфиденциальной информацией: адресами, телефонами, фотографиями или данными банковских карт. Это делает их уязвимыми перед злоумышленниками, которые могут использовать эту информацию для мошенничества, кражи личных данных или даже физического вреда. Важно, чтобы ученики понимали, что их личные данные — это ценный ресурс, и не должны предоставляться посторонним без необходимости.
Формирование навыков ответственного поведения в интернете можно начинать с обсуждения вопросов конфиденциальности. Например, на уроках информатики можно провести беседу о том, какие данные можно публиковать в интернете, а какие лучше держать в секрете. Практическим заданием может стать изучение настроек приватности в социальных сетях. Ученики могут на практике проверить, насколько безопасны их аккаунты, и научиться правильно настраивать параметры, чтобы минимизировать риски.
Другая серьезная угроза, с которой сталкиваются школьники в интернете, — это кибербуллинг. Подростки могут стать жертвами оскорблений, угроз или унижений со стороны сверстников в онлайн-пространстве. Это явление стало настолько распространенным, что многие дети сталкиваются с ним регулярно, даже не осознавая, насколько оно опасно для их психологического здоровья. На уроках информатики учитель может обсудить с учениками понятие кибербуллинга, его формы и последствия. Важно, чтобы школьники знали, как действовать в случае, если они стали жертвой или свидетелем кибербуллинга: к кому обратиться за помощью и как обезопасить себя от дальнейших нападок.
Одна из практических техник, которую можно использовать для повышения осведомленности о кибербезопасности, — это моделирование различных сценариев интернет-угроз. Учитель может предложить ученикам разыграть ситуации, в которых они могут столкнуться с мошенничеством, вирусами или фишингом. Это позволит учащимся лучше понять, как действовать в подобных ситуациях. Например, можно обсудить ситуацию, когда ученик получает подозрительное письмо по электронной почте с просьбой ввести личные данные. Вместе с классом можно разобрать, как распознать фишинг: проверить отправителя, не открывать подозрительные ссылки, использовать антивирусное программное обеспечение и другие средства защиты.
Фишинг, вирусы и мошеннические сайты — еще одна значимая угроза, которая подстерегает школьников в интернете. Дети, которые часто скачивают игры, программы или приложения с непроверенных источников, рискуют заразить свои устройства вредоносным программным обеспечением. Это может привести к утечке данных, повреждению файлов или даже потере доступа к устройству. На уроках информатики важно рассказать о том, как работает вредоносное ПО и почему важно скачивать программы только с официальных источников. Можно предложить учащимся создать список надежных сайтов и ресурсов, где можно безопасно скачивать программы и приложения.
Важным аспектом кибербезопасности является защита аккаунтов с помощью надежных паролей. Школьники часто не придают значения тому, насколько их пароли надежны, используя простые комбинации вроде «12345» или даже свои имена. Это делает их аккаунты легкой мишенью для злоумышленников. Учитель может провести практическое занятие по созданию надежных паролей. Например, можно предложить ученикам придумать уникальный пароль для каждой учетной записи, используя комбинацию букв, цифр и символов. Также стоит обсудить необходимость регулярной смены паролей и использование двухфакторной аутентификации, которая значительно повышает уровень защиты.
Социальные сети — это важная часть жизни многих школьников, но именно здесь кроется множество угроз для их безопасности. Учитель информатики может объяснить ученикам, как социальные сети могут использовать данные для таргетированной рекламы и даже манипулировать их предпочтениями и мнениями. Важно учить школьников критически относиться к информации в интернете и проверять её достоверность. Например, на уроке можно рассмотреть случай, когда фальшивый аккаунт добавляется в друзья к ученику с целью получения личной информации. Такая ситуация позволит наглядно показать, насколько важно защищать свои данные и быть осторожными при добавлении новых друзей в соцсетях.
Одним из практических советов для повышения осведомленности школьников о кибербезопасности является использование игровых форматов обучения. Сегодня существует множество образовательных игр и симуляторов, которые помогают ученикам лучше понять концепции кибербезопасности. Например, это могут быть квесты, где участники решают задачи, связанные с защитой данных, избеганием вирусов или распознаванием мошеннических действий. Такой формат обучения помогает сделать уроки информатики более интересными и вовлекающими для школьников.
В заключение, кибербезопасность — это неотъемлемая часть современного образования, особенно в условиях активного использования интернета и цифровых технологий. Учитель информатики играет ключевую роль в формировании у школьников навыков безопасного поведения в интернете. Важно, чтобы школьники осознавали все возможные угрозы и знали, как защитить свои данные, аккаунты и устройства. Использование практических примеров, моделирование ситуаций и игровые форматы обучения помогают сделать процесс изучения кибербезопасности увлекательным и доступным для детей. В конечном итоге, это не только повышает качество образования, но и способствует созданию более безопасного и ответственного цифрового общества.
Список литературы:
1. Концепция стратегии кибербезопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://council.gov.ru/media/files/41d4b3dfbdb25cea8a73.pdf
2. Челышева Ирина Викториновна Кибербезопасность школьников в интернет-пространстве и проблемы семейного медиаобразования // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2016. №4
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат