Организация занятий внеурочной деятельности «В мире органических веществ» как условие формирования метапредметных компетенций обучающихся.
Современная система образования ориентирована на формирование метапредметных умений и навыков, общественно значимого ценностного отношения к знаниям, развитие познавательных и творческих способностей учащихся.
Метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития учащегося, лежат в основе организации любой его деятельности независимо от её предметного содержания, способствуют ориентации учащихся в различных предметных областях познания.
Организация внеурочной деятельности играет огромную роль в формировании универсальных учебных действий, так как внеурочная деятельность является частью образовательного процесса.
В связи с этим, для учителя наиболее актуальным является изучение возможностей внеурочной деятельности в обучении и воспитании, являющейся активной формой взаимодействия с учащимися, содержание и методика, которой определяется учителем, а так же интересами учащихся, возможностями образовательной организации, особенностями региона проживания.
Цель внеурочной деятельности – создание условий для реализации детьми своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы только в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам, педагог организует внеурочную деятельность по направлениям развития личности, используя в своей работе такие формы, как экскурсии, кружки, секции, диспуты, олимпиады, школьные научные общества, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.
Метапредметные результаты определяются как система универсальных учебных действий, позволяющая учащимся продуктивно выполнять регулятивные, познавательные и коммуникативные задачи.
Метапредметными результатами изучения химии должны стать следующие универсальные виды деятельности:
1. Информационная;
2. Коммуникативная;
3. По решению проблем;
4. Общие научные методы познания (теоретические и практические) в объеме, необходимом для дальнейшего образования и самообразования;
5. Логические умения как инструментальная основа учебно-познавательной деятельности;
6. Учебно-исследовательская и проектная деятельность, в том числе с использованием современных средств ИКТ.
Реализация метапредметного подхода во внеурочной деятельности позволяет сформировать определенные умения: преобразовывать практическую задачу в познавательную, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, использовать различные способы поиска и обработки информации учебного материала, адекватно оценивать правильность выполнения действия, готовность вносить необходимые коррективы в его исполнение, как по ходу, так и в результате действия.
Формированию и развитию метапредметных результатов значительно способствует дисциплины естественно-научного цикла. Учитель химии, развивая метапредметные компетенции учащихся, должен обращаться к задачам предметов естественно-научного цикла.
Содержание внеурочной деятельности обучающихся по химии подчиняется общим требованиям: научность, доступность, актуальность, практическая значимость, занимательность.
Учащиеся являются активными участниками внеурочной работы, их желания и интересы являются определяющими при выборе форм и содержания внеурочной работы.
При изучении органической химии в профильных классах, я использую следующие подходы к моделированию внеурочной деятельности по химии:
проектная деятельность
с элементами исследования
;
предметная неделя;
ежегодные открытые межкорпусные занятия для учащихся 9 классов-День профиля;
консультативно-коррективные занятия
;
интегрированные
занятия.
Важным направлением организации внеурочной является проектная деятельность учеников. Тема проекта должна быть интересной для детей и актуальной. Современных школьников трудно заинтересовать теоретическим проблемами, им гораздо интереснее факты, связанные с реальной жизнью.
Темы проектов:
1. «Антибиотики - мощное оружие»
Цель исследования: изучение роли антибиотиков в современном мире.
Задачи:
Изучить классификацию антибиотиков и их применение.
Выявить роль антибиотиков в пищевой промышленности.
Провести социальный
опрос для
получения информации об уровне знаний школьников применения антибиотиков во время лечения.
Провести химический анализ молока на
наличие
примесей,
крахмала, белка и антибиотиков.
2. «Качественный состав аспирина разных представителей»
Цель: исследование характерных физических и химических свойств, механизма действия и способов безопасного применения лекарственных препаратов, содержащих ацетилсалициловую кислоту, принадлежащим разным представителям (Аспирин С- Германия, Упсарин Упса-Франция, Аспирин-Россия).
Считаю важным давать интересные, оригинальные названия проектам, ставить перед детьми интригующие, нестандартные вопросы, это позволит построить работу нетрадиционно.
Индивидуальный итоговой проект выполняется и защищается обучающимся с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность.
Предметная неделя стала неотъемлемой частью внеурочной работы по химии в нашей школе, которая включает в себя разнообразные внеклассные мероприятия:
традиционные межкорпусные «Креатив-бои» в 9 классах, а 10 класс
е
- защита исследовательских работ
, цель которых формировать познавательные интересы, развивать креативную активность.
Еще один вид внеурочной деятельности – это консультативно-коррективные занятия. Эти занятия провожу еженедельно, устраняем пробелы в знаниях,
проводим зачеты,
готовимся к государственной итоговой аттестации, разбираем и решаем задачи повышенной сложности.
Решение
разных типов
задач
в органической химии
содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение
решать задачи, является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала
-
подготовка к сдаче экзамена в форме ЕГЭ по химии.
4) Ежегодные интегрированные занятия:
1.Химия и биология («Влияние алкоголя на организм человека», «Химический состав клетки»).
2.Химия и математика («Растворы»).
3. Химия и физика («Законы термодинамики»). Например, изучение законов термодинамики на уроках химии может быть связано с рассмотрением физических процессов передачи тепла. Учащиеся могут проводить эксперименты по измерению теплового эффекта реакций и анализировать результаты с точки зрения физических законов. Это помогает учащимся понять взаимосвязь между химическими и физическими явлениями и развивает их навыки междисциплинарного анализа.
4.Химия и география («Влияние химических загрязнителей на окружающую среду и здоровье человека»).
Одним из способов оценки развития метапредметных результатов является участие обучающихся в конкурсах, олимпиадах на базе Сириуса, конференциях различного уровня.
Примеры из практики показывают, что формирование метапредметных связей способствует развитию системного мышления и междисциплинарных компетенций у учащихся. Роль метапредметных образовательных результатов сегодня рассматривается как вооружение учащихся инструментом для решения новых проблем, возникающих в любых обстоятельствах жизни. Овладение универсальными умениями создает базу для успешности и конкурентной способности каждого конкретного человека.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат