ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С РАС НА ПЕРЕМЕНЕ
Неймышева Татьяна Петровна, учитель начальных классов
ГБОУ СО "Верхнесалдинская школа" г.Верхняя Салда
Аннотация. Статья посвящена организации игровой деятельности детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) на перемене в условиях начальной школы. Рассматриваются теоретические аспекты аутизма и его влияние на социальное взаимодействие, а также рекомендации по созданию игрового пространства, способствующего инклюзии. Приводятся примеры активностей, которые могут помочь детям с РАС эффективно взаимодействовать с сверстниками. Дополнительно обсуждаются методы поддержки и привлечения внимания, а также важность вовлечения педагогов и родителей в процесс.
Ключевые слова: игровая деятельность, дети с РАС, инклюзия, начальная школа, социальное взаимодействие, педагогические подходы.
Организация игровой деятельности детей с РАС на перемене представляет собой важный аспект инклюзивного образования. Игровая деятельность способствует социализации, позволяет детям развивать коммуникативные навыки и улучшает общее психоэмоциональное состояние. В этой статье мы рассмотрим, как организовать игровую деятельность детей с РАС в условиях начальной школы, чтобы сделать её более доступной и интересной для них.
Расстройства аутистического спектра представляют собой группу нейробиологических расстройств, характеризующихся нарушениями в социальном взаимодействии, коммуникации и ограниченными или повторяющимися моделями поведения. Показывается, что дети с РАС могут испытывать трудности в общении с окружающими, недостаточно понимают социальные нормы и отдают предпочтение одиночным играм.
Из-за особенностей восприятия мира, дети с РАС могут не понимать «неявные» правила игр, что затрудняет их участие в коллективных активностях. Часто такие дети могут испытывать чувство беспокойства при новых взаимодействиях, что может привести к изоляции.
Значение игры в жизни детей с РАС.
Игровая деятельность как средство социализации. Игра активно помогает детям развивать навыки общения, адекватно реагировать на эмоции и выражать свои чувства. Работа в группе способствует улучшению навыков сотрудничества и понимания друг друга. Однако для детей с РАС очень важно, чтобы игра проводилась в безопасной и предсказуемой атмосфере.
Развивающие игры. Игры, направленные на развитие конкретных навыков, такие как настольные игры или обучающие карточные игры, могут быть полезны для детей с РАС. Они обеспечивают структуру, предсказуемость и могут быть легко адаптированы под потребности конкретного ребенка.
Организация игрового пространства. Создание подходящей обстановки
Для организации игровых пространств необходимо учитывать специфику детей с РАС. Пространство должно быть безопасным, комфортабельным и интуитивно понятным. Важно предусмотреть различные зоны для индивидуальной и групповой деятельности, где представлены разнообразные игровые элементы — от мягких игрушек до настольных игр.
Подбор игр и материалов. При выборе игр особое внимание следует уделить тому, чтобы они были интересны и доступны. Хорошо подходят:
Структурированные игры: игры с чёткими правилами и заранее определенными шагами.
Творческие активности: рисование, лепка, конструирование, что позволяет детям с РАС выражать себя.
Динамические игры: подвижные игры, которые способствуют улучшению моторных навыков и общему физическому состоянию.
Методики поддержки и вовлечения. Роль педагога.
Учитель начинает формировать среду, в которой дети чувствуют себя комфортно. Важно различать разные уровни взаимодействия детей и находить подход к каждому из них. Педагоги могут:
Наблюдать за взаимодействиями детей и выявлять проблемы;
Вмешиваться, когда это необходимо, чтобы помочь в решении конфликтов;
Моделировать игровые ситуации, показывая детям, как играть вместе и строить коммуникацию.
Взаимодействие с родителями. Работа с родителями также имеет ключевое значение. Педагоги могут предложить родителям идеи для игр, которые можно проводить дома, а также информировать их о том, как они могут поддерживать социальные взаимодействия их детей вне школы.
Использование технологий. Интерактивные программы и приложения могут стать дополнительным ресурсом для обучения социальных навыков. Они позволяют детям в игровой форме развивать коммуникацию и взаимодействие, создавая предсказуемую и безопасную среду.
Примеры игровых активностей.
Настольные игры. Настольные игры, такие как «Монополия», «Диксит» или «Уно», могут быть адаптированы для детей с РАС. Следует применять правила с небольшими модификациями, чтобы облегчить процесс игры.
Групповые активности. Проводите активные игры, которые требуют командной работы, например, «Эстафета», «Собери команду», где каждый участник имеет свою роль.
Творческие задания. Задания по созданию коллажа или рисования на заданную тему позволяют детям выражать свои эмоции и мышление, повышая тем самым уверенность в себе и свои навыки взаимодействия.
Организация игровой деятельности детей с РАС на перемене — это важная задача, требующая внимания и терпения. Поддержка со стороны педагогов, правильный выбор игр и создание комфортной среды помогут детям развивать социальные навыки и лучше адаптироваться в коллективе. Мы должны помнить, что каждый ребенок уникален, и подходы к их обучению должны быть индивидуализированы. Важно создать такое пространство, где все дети, независимо от особенностей, смогут найти своё место и стать активными участниками образовательного процесса.
Список литературы
Григорьева, Н. В. Элементы структурированного обучения в организации среды обучения детей-аутистов в общеобразовательных школах VII вида / Н. В. Григорьева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 254-257. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6875/.
Крылова, Е. В. Использование интерактивного стола с целью активизации познавательной деятельности детей с РАС / Е. В. Крылова, И. В. Сычева. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 45-49. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/383/16218/.
Свиридова, В. В. Тьюторское сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в дошкольной образовательной организации / В. В. Свиридова, Н. И. Беляева, Е. Н. Шабельникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5026/.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат