Дата публикации:
25.09.2024
Автор:
Кондратенко Людмила Сергеевна
Название работы:
Развитие навыков критического мышления на уроках английского языка
Работа:
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Кондратенко Людмила Сергеевна, учитель иностранного языка
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Луганской Народной Республики Курячевская школа 3
Аннотация: В статье рассматривается развитие навыков критического мышления у учащихся на уроках английского языка. В современных образовательных системах критическое мышление становится одним из важнейших навыков, необходимых для успешного обучения и личностного развития. Применение методов, направленных на анализ, синтез и оценку информации на уроках иностранного языка, способствует формированию критически мыслящих учеников. В статье предложены примеры заданий и упражнений, направленных на развитие этих навыков.
Ключевые слова: критическое мышление, английский язык, методы, анализ, синтез, задачи, коммуникативные навыки.
Развитие критического мышления — одна из приоритетных задач современного образования. В условиях быстро меняющегося информационного мира учащиеся должны уметь анализировать информацию, рассматривать ее с различных точек зрения и вырабатывать собственное мнение. Уроки английского языка предоставляют множество возможностей для развития этих навыков, поскольку язык как средство общения требует активной когнитивной деятельности, связанной с восприятием, переработкой и интерпретацией информации.
Критическое мышление включает несколько ключевых элементов: анализ, синтез, оценку и выводы. Задача учителя — создать такие условия, при которых учащиеся смогут развивать эти компоненты на основе работы с языковыми материалами. Одним из эффективных методов является использование проблемных вопросов и задач. На уроках английского языка учитель может предложить ученикам анализировать тексты, видеоматериалы или ситуации, требующие глубокого понимания и критического осмысления.
Например, при чтении текста на тему окружающей среды учитель может задать следующие вопросы: Какие аргументы приводятся в пользу защиты природы? Могут ли эти аргументы быть оспорены? Какие действия вы бы предложили для улучшения экологической ситуации?. Такие вопросы требуют не только понимания текста, но и умения анализировать, находить логические противоречия и выдвигать собственные идеи. Важным элементом здесь является дискуссия, которая позволяет учащимся выслушивать мнения других, сравнивать их с собственными, соглашаться или не соглашаться на основе приведённых доводов.
Важной частью развития критического мышления является умение аргументировать своё мнение. Для этого на уроках английского языка можно использовать задания на написание эссе. Например, тема Should we ban single-use plastic? (Стоит ли запретить одноразовый пластик?) заставляет учеников не только подумать о вопросе с различных сторон, но и найти аргументы, подкрепляющие их точку зрения. Важно, чтобы ученики умели различать факты и мнения, а также анализировать достоверность информации, на которой строится их позиция. Это помогает им не только развивать навыки письма на иностранном языке, но и учит обосновывать свою точку зрения, избегая общих утверждений и опираясь на конкретные факты.
Кроме письменных заданий, можно использовать коммуникативные упражнения, такие как дебаты. Например, ученики могут разделиться на группы и обсуждать темы вроде Is technology helping or harming education? (Помогают ли технологии или вредят образованию?). В процессе дебатов учащиеся не только развивают языковые навыки, но и учатся слушать оппонентов, анализировать их аргументы и вырабатывать контраргументы. Такие задания развивают умение критически подходить к информации, а также способствуют улучшению навыков говорения и аудирования на английском языке.
Использование аутентичных материалов — ещё один важный элемент в развитии критического мышления. Видеоролики, новости, статьи, подкасты на английском языке дают возможность учащимся сталкиваться с реальными примерами использования языка и при этом анализировать различную информацию. Например, просмотр новостного ролика о глобальных проблемах может сопровождаться обсуждением: Каковы основные проблемы, представленные в видео? Какие решения были предложены? Достаточны ли они, на ваш взгляд? Это задание требует от учащихся активного восприятия и анализа информации, а также синтеза своих знаний и опыта для выработки собственного мнения.
Критическое мышление тесно связано с навыком задавать вопросы. Учитель может поощрять учеников задавать вопросы к прочитанным текстам или просмотренным видеоматериалам. Эти вопросы могут быть направлены на понимание смысла или выявление более глубоких аспектов темы. Например, после прочтения рассказа ученикам можно предложить задать вопросы по теме, касающиеся морали персонажей или возможных альтернативных действий. Это учит их думать нестандартно и видеть различные перспективы, что является важной частью критического мышления.
Можно отметить, что использование методов сравнения и сопоставления также помогает развивать навыки критического мышления. Учащимся можно предложить сравнить две точки зрения на одну и ту же проблему или два разных подхода к решению задачи. Например, после изучения текстов на тему защиты окружающей среды в двух странах, ученики могут сравнить стратегии этих стран и оценить их эффективность. Этот метод способствует развитию умения анализировать информацию и делать выводы на основе фактов, а не личных предпочтений.
Одним из ключевых принципов критического мышления является стремление к объективности и независимости мнений. Важно, чтобы ученики научились отделять свои эмоции и личные предпочтения от логики и анализа. Для этого можно использовать задания, где ученикам предлагается рассматривать одну и ту же проблему с разных точек зрения. Например, обсуждая тему школьной формы, ученики могут поочерёдно рассматривать плюсы и минусы её введения, даже если они изначально склоняются к одной точке зрения. Это помогает развить способность к объективной оценке информации и умение принимать во внимание различные аргументы.
Интерактивные технологии также могут стать отличным инструментом для развития критического мышления. Использование платформ для коллективного обсуждения, таких как Padlet или Google Docs, позволяет учащимся делиться своими мыслями и рассуждениями, а также анализировать идеи одноклассников. Например, можно организовать групповое обсуждение темы, где каждый ученик вносит свой вклад в создание общего документа, аргументируя свою точку зрения на определённый вопрос. Это стимулирует активное участие всех учеников и способствует развитию навыков анализа и синтеза.
Таким образом, уроки английского языка представляют собой отличную платформу для развития критического мышления у учащихся. Использование проблемных вопросов, дискуссий, дебатов, аутентичных материалов и письменных заданий помогает школьникам учиться анализировать информацию, рассматривать её с различных точек зрения и вырабатывать собственные аргументированные мнения. Важно, чтобы учителя активно внедряли эти методы в образовательный процесс, делая уроки не только местом изучения языка, но и развитием когнитивных и коммуникативных навыков. Развитие критического мышления в классе английского языка способствует не только лучшему пониманию предмета, но и формированию самостоятельных и ответственных личностей, готовых к решению сложных задач в будущем.
Список литературы
Абдрафикова А.Р., Ещенко Е.Ю. Некоторые следствия применения стратегий развития критического мышления на уроках английского языка // Вестник ЮУрГГПУ. 2016. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-sledstviya-primeneniya-strategiy-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-na-urokah-angliyskogo-yazyka
Батырханова Г.Б. Развитие критического мышления на уроках английского языка // Педагогическая наука и практика. 2019. №4 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kriticheskogo-myshleniya-na-urokah-angliyskogo-yazyka
Якунина Н.А. Критическое мышление: аналитическое осмысление понятия // Гаудеамус. 2019. №4 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriticheskoe-myshlenie-analiticheskoe-osmyslenie-ponyatiya
Скачать работу
Кондратенко Людмила Сергеевна, учитель иностранного языка
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Луганской Народной Республики Курячевская школа 3
Аннотация: В статье рассматривается развитие навыков критического мышления у учащихся на уроках английского языка. В современных образовательных системах критическое мышление становится одним из важнейших навыков, необходимых для успешного обучения и личностного развития. Применение методов, направленных на анализ, синтез и оценку информации на уроках иностранного языка, способствует формированию критически мыслящих учеников. В статье предложены примеры заданий и упражнений, направленных на развитие этих навыков.
Ключевые слова: критическое мышление, английский язык, методы, анализ, синтез, задачи, коммуникативные навыки.
Развитие критического мышления — одна из приоритетных задач современного образования. В условиях быстро меняющегося информационного мира учащиеся должны уметь анализировать информацию, рассматривать ее с различных точек зрения и вырабатывать собственное мнение. Уроки английского языка предоставляют множество возможностей для развития этих навыков, поскольку язык как средство общения требует активной когнитивной деятельности, связанной с восприятием, переработкой и интерпретацией информации.
Критическое мышление включает несколько ключевых элементов: анализ, синтез, оценку и выводы. Задача учителя — создать такие условия, при которых учащиеся смогут развивать эти компоненты на основе работы с языковыми материалами. Одним из эффективных методов является использование проблемных вопросов и задач. На уроках английского языка учитель может предложить ученикам анализировать тексты, видеоматериалы или ситуации, требующие глубокого понимания и критического осмысления.
Например, при чтении текста на тему окружающей среды учитель может задать следующие вопросы: Какие аргументы приводятся в пользу защиты природы? Могут ли эти аргументы быть оспорены? Какие действия вы бы предложили для улучшения экологической ситуации?. Такие вопросы требуют не только понимания текста, но и умения анализировать, находить логические противоречия и выдвигать собственные идеи. Важным элементом здесь является дискуссия, которая позволяет учащимся выслушивать мнения других, сравнивать их с собственными, соглашаться или не соглашаться на основе приведённых доводов.
Важной частью развития критического мышления является умение аргументировать своё мнение. Для этого на уроках английского языка можно использовать задания на написание эссе. Например, тема Should we ban single-use plastic? (Стоит ли запретить одноразовый пластик?) заставляет учеников не только подумать о вопросе с различных сторон, но и найти аргументы, подкрепляющие их точку зрения. Важно, чтобы ученики умели различать факты и мнения, а также анализировать достоверность информации, на которой строится их позиция. Это помогает им не только развивать навыки письма на иностранном языке, но и учит обосновывать свою точку зрения, избегая общих утверждений и опираясь на конкретные факты.
Кроме письменных заданий, можно использовать коммуникативные упражнения, такие как дебаты. Например, ученики могут разделиться на группы и обсуждать темы вроде Is technology helping or harming education? (Помогают ли технологии или вредят образованию?). В процессе дебатов учащиеся не только развивают языковые навыки, но и учатся слушать оппонентов, анализировать их аргументы и вырабатывать контраргументы. Такие задания развивают умение критически подходить к информации, а также способствуют улучшению навыков говорения и аудирования на английском языке.
Использование аутентичных материалов — ещё один важный элемент в развитии критического мышления. Видеоролики, новости, статьи, подкасты на английском языке дают возможность учащимся сталкиваться с реальными примерами использования языка и при этом анализировать различную информацию. Например, просмотр новостного ролика о глобальных проблемах может сопровождаться обсуждением: Каковы основные проблемы, представленные в видео? Какие решения были предложены? Достаточны ли они, на ваш взгляд? Это задание требует от учащихся активного восприятия и анализа информации, а также синтеза своих знаний и опыта для выработки собственного мнения.
Критическое мышление тесно связано с навыком задавать вопросы. Учитель может поощрять учеников задавать вопросы к прочитанным текстам или просмотренным видеоматериалам. Эти вопросы могут быть направлены на понимание смысла или выявление более глубоких аспектов темы. Например, после прочтения рассказа ученикам можно предложить задать вопросы по теме, касающиеся морали персонажей или возможных альтернативных действий. Это учит их думать нестандартно и видеть различные перспективы, что является важной частью критического мышления.
Можно отметить, что использование методов сравнения и сопоставления также помогает развивать навыки критического мышления. Учащимся можно предложить сравнить две точки зрения на одну и ту же проблему или два разных подхода к решению задачи. Например, после изучения текстов на тему защиты окружающей среды в двух странах, ученики могут сравнить стратегии этих стран и оценить их эффективность. Этот метод способствует развитию умения анализировать информацию и делать выводы на основе фактов, а не личных предпочтений.
Одним из ключевых принципов критического мышления является стремление к объективности и независимости мнений. Важно, чтобы ученики научились отделять свои эмоции и личные предпочтения от логики и анализа. Для этого можно использовать задания, где ученикам предлагается рассматривать одну и ту же проблему с разных точек зрения. Например, обсуждая тему школьной формы, ученики могут поочерёдно рассматривать плюсы и минусы её введения, даже если они изначально склоняются к одной точке зрения. Это помогает развить способность к объективной оценке информации и умение принимать во внимание различные аргументы.
Интерактивные технологии также могут стать отличным инструментом для развития критического мышления. Использование платформ для коллективного обсуждения, таких как Padlet или Google Docs, позволяет учащимся делиться своими мыслями и рассуждениями, а также анализировать идеи одноклассников. Например, можно организовать групповое обсуждение темы, где каждый ученик вносит свой вклад в создание общего документа, аргументируя свою точку зрения на определённый вопрос. Это стимулирует активное участие всех учеников и способствует развитию навыков анализа и синтеза.
Таким образом, уроки английского языка представляют собой отличную платформу для развития критического мышления у учащихся. Использование проблемных вопросов, дискуссий, дебатов, аутентичных материалов и письменных заданий помогает школьникам учиться анализировать информацию, рассматривать её с различных точек зрения и вырабатывать собственные аргументированные мнения. Важно, чтобы учителя активно внедряли эти методы в образовательный процесс, делая уроки не только местом изучения языка, но и развитием когнитивных и коммуникативных навыков. Развитие критического мышления в классе английского языка способствует не только лучшему пониманию предмета, но и формированию самостоятельных и ответственных личностей, готовых к решению сложных задач в будущем.
Список литературы
Абдрафикова А.Р., Ещенко Е.Ю. Некоторые следствия применения стратегий развития критического мышления на уроках английского языка // Вестник ЮУрГГПУ. 2016. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-sledstviya-primeneniya-strategiy-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-na-urokah-angliyskogo-yazyka
Батырханова Г.Б. Развитие критического мышления на уроках английского языка // Педагогическая наука и практика. 2019. №4 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kriticheskogo-myshleniya-na-urokah-angliyskogo-yazyka
Якунина Н.А. Критическое мышление: аналитическое осмысление понятия // Гаудеамус. 2019. №4 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriticheskoe-myshlenie-analiticheskoe-osmyslenie-ponyatiya
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств