ВОСПИТАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МОТИВАЦИИ К БЕЗОПАСНОСТИ
Рогушина Татьяна Геннадьевна,
преподаватель ГБПОУ "Архангельский
государственный многопрофильный колледж"
Аннотация. В статье рассматриваются подходы и методы воспитания мотивации к безопасности у обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Подчеркивается значимость формирования у студентов ответственности за собственную безопасность и безопасность окружающих. Описаны эффективные методики и технологии, которые могут быть внедрены преподавателями для повышения осведомленности и активного отношения студентов к вопросам безопасности.
Ключевые слова: мотивация к безопасности, воспитание, обучающиеся, профессиональное образование, ответственность, педагогические технологии.
Проблемы безопасности всегда остаются в центре внимания общества, особенно в условиях стремительного развития технологий и сложных производственных процессов. Для студентов колледжей, которые готовятся к выходу на рынок труда в различных сферах, знание основ безопасности и их активное применение являются неотъемлемой частью профессиональной компетентности. Однако одних знаний недостаточно — важным становится воспитание устойчивой мотивации к соблюдению правил безопасности. Воспитание такого отношения является не только задачей образовательной системы, но и важным аспектом формирования личности будущего специалиста.
Мотивация к безопасности подразумевает осознанное и ответственное отношение к соблюдению правил и норм безопасного поведения как в учебной, так и в профессиональной деятельности. В образовательных учреждениях среднего профессионального образования студенты начинают сталкиваться с вопросами практической безопасности на лабораторных занятиях, производственных практиках, а затем и в процессе трудовой деятельности.
Формирование мотивации к безопасности важно не только для предотвращения аварий и несчастных случаев, но и для воспитания уважения к жизни и здоровью — как своему, так и окружающих. На данном этапе у студентов закладываются основы культуры безопасности, которая влияет на их дальнейшее поведение на рабочих местах и в повседневной жизни.
Мотивация обучающихся к безопасному поведению зависит от ряда факторов, которые должны быть учтены преподавателями при организации учебного процесса:
- Личностные особенности студентов. Восприятие риска и ответственности может значительно варьироваться в зависимости от индивидуальных качеств личности, таких как уверенность, самоконтроль и склонность к рисковому поведению.
- Образовательная среда. Качественно организованный учебный процесс с акцентом на безопасные практики способствует формированию положительного отношения к вопросам безопасности.
- Примеры из реальной жизни. Студенты лучше осознают важность безопасности, когда видят реальные примеры последствий нарушения правил. Это может быть анализ производственных аварий или происшествий на практике.
- Общественные нормы и ценности. Коллективное обсуждение вопросов безопасности в группе, участие в тематических мероприятиях и конкурсах создают позитивное отношение к соблюдению норм безопасности.
Рассмотрим методы воспитания мотивации к безопасности у студентов.
1. Внедрение кейс-метода. Кейс-метод является одним из наиболее эффективных инструментов для формирования осознанного отношения к безопасности. Он позволяет моделировать реальные ситуации, которые могут возникнуть на производстве, и разрабатывать оптимальные способы их разрешения. Преподаватель может предложить студентам разобрать инциденты, связанные с нарушением правил безопасности, и оценить их последствия. Данный подход способствует развитию аналитических способностей, ответственности и умения принимать решения в критических ситуациях.
2. Практическая направленность обучения. Прямое включение вопросов безопасности в учебные дисциплины, особенно в практическую часть, является важным условием формирования мотивации к безопасности. Например, на занятиях по лабораторной практике важно регулярно напоминать студентам о необходимости соблюдения техники безопасности, а также давать им возможность осознанно выполнять действия, минимизирующие риски.
3. Проведение интерактивных мероприятий. Интерактивные формы обучения, такие как деловые игры, тренинги по безопасному поведению и симуляционные тренировки, помогают студентам не только лучше усваивать материал, но и активнее включаться в процесс. Например, можно организовать тренинг по оказанию первой помощи или эвакуационные учения, что будет способствовать повышению уровня готовности студентов к нештатным ситуациям.
4. Формирование культуры безопасности через повседневное общение. Педагогическое воздействие не ограничивается рамками урока. Воспитание культуры безопасности должно быть непрерывным процессом, который проявляется в ежедневном взаимодействии преподавателей и студентов. Обсуждение безопасности в контексте учебных задач, поощрение студентов за ответственное поведение и объяснение последствий нарушения норм безопасности — это ключевые аспекты формирования культуры безопасности.
5. Привлечение специалистов-практиков. Приглашение на занятия специалистов, работающих в сфере охраны труда и промышленной безопасности, способствует повышению интереса студентов к теме. Эксперты могут поделиться своими знаниями и опытом, рассказать о реальных проблемах, с которыми они сталкиваются на работе, и тем самым усилить мотивацию студентов к соблюдению норм безопасности.
Преподаватель выступает основным проводником знаний и ценностей в вопросах безопасности. Его роль заключается не только в передаче знаний, но и в воспитании ответственности, уважения к правилам и стандартам безопасного поведения. Учитель должен быть примером для своих студентов, демонстрируя ответственное отношение к безопасности и подчеркивая важность данной темы на всех этапах обучения. Важно, чтобы каждый преподаватель понимал, что мотивация к безопасности — это не одноразовая акция, а процесс, который необходимо поддерживать и развивать на протяжении всего обучения.
В заключение отметим, что воспитание мотивации к безопасности у студентов колледжей — это важная задача, требующая комплексного подхода. Для успешного достижения этой цели преподаватели должны использовать различные методы, такие как кейс-методы, практическое обучение и интерактивные формы работы. Воспитание ответственности за собственную безопасность и безопасность окружающих способствует формированию у обучающихся навыков, которые будут полезны не только в их профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Поддержка культуры безопасности должна стать приоритетом в образовательном процессе, а мотивация студентов к ее соблюдению — важной педагогической целью.
Список литературы:
Анисимов, В.А. Безопасность жизнедеятельности в образовательных учреждениях: методы обучения и воспитания // Педагогика безопасности. — 2021. — №4. — С. 11-19.
Козлов, И.Г. Формирование культуры безопасности у студентов в условиях профессионального образования // Образование и безопасность. — 2020. — №3. — С. 22-29.
Сидоренко, А.П. Мотивация к безопасному поведению в условиях профессиональной подготовки // Вопросы педагогики. — 2019. — №6. — С. 37-44.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат