РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТАКТА В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: ПОДХОДЫ И ПРАКТИКИ
Рогушина Татьяна Геннадьевна,
преподаватель ГБПОУ "Архангельский
государственный многопрофильный колледж"
Аннотация. В статье рассматривается важность педагогического такта в образовательной среде колледжа. Описываются подходы к формированию и использованию педагогического такта как средства повышения эффективности взаимодействия с обучающимися, создания благоприятной атмосферы в учебном процессе и развития профессиональных компетенций педагогов. Выделены ключевые практики, которые способствуют развитию педагогического такта у преподавателей.
Ключевые слова: педагогический такт, образовательная среда, профессиональные компетенции, межличностное взаимодействие, воспитание, коммуникация.
Педагогический такт является неотъемлемой частью профессиональной компетенции современного преподавателя. В условиях колледжа, где происходит активное становление личности обучающихся и формирование их профессиональных навыков, педагогический такт становится важным средством для эффективного взаимодействия и поддержания дисциплины. Он помогает создать благоприятную образовательную среду, в которой учащиеся чувствуют себя уважительно и безопасно, что способствует развитию мотивации и активного участия в учебном процессе.
В данной статье рассматриваются подходы к воспитанию педагогического такта, его роль в современной образовательной среде, а также практические методы его применения для улучшения образовательного процесса.
Педагогический такт — это способность учителя чутко и корректно реагировать на поведение и эмоциональные состояния обучающихся, уважая их личные границы и учитывая индивидуальные особенности. Это не просто умение контролировать свои эмоции, но и умение находить подход к каждому студенту, используя гибкие методы взаимодействия.
Значение педагогического такта в образовательной среде выражается в следующих аспектах:
- Создание доверительной атмосферы. Студенты легче идут на контакт, когда чувствуют уважение со стороны преподавателя. Это доверие помогает им лучше усваивать материал и активнее участвовать в обсуждениях.
- Повышение мотивации. Педагог, проявляющий такт в общении, создает условия для внутренней мотивации студентов, что способствует их более активной вовлеченности в учебный процесс.
- Развитие ответственности и самостоятельности. Когда студентам предоставляется возможность самостоятельно решать проблемы в условиях уважительного отношения, это развивает у них чувство ответственности и уверенность в своих силах.
- Уменьшение конфликтных ситуаций. Тактичное поведение преподавателя помогает избегать недоразумений и конфликтов в процессе обучения, что способствует лучшему взаимодействию между студентами и педагогами.
Развитие педагогического такта требует целенаправленной работы со стороны преподавателя. Существуют различные подходы к воспитанию и совершенствованию такта у педагога, которые могут быть реализованы в условиях профессиональной подготовки и в процессе работы.
1. Одним из важнейших инструментов для формирования педагогического такта является самоанализ. Педагог должен регулярно анализировать свои действия и взаимодействие с обучающимися. Это позволяет лучше понимать свои слабые и сильные стороны, а также выявлять моменты, требующие корректировки. Самоанализ помогает развивать эмпатию и умение учитывать эмоциональные состояния обучающихся.
2. Педагогический такт напрямую связан с коммуникативными умениями. Для эффективного взаимодействия с обучающимися необходимо развивать навыки активного слушания, постановки открытых вопросов, управления эмоциями и невербальной коммуникации. Хорошо развитые коммуникативные навыки помогают педагогу быть более восприимчивым к потребностям и настроению студентов.
3. Эмоциональный интеллект играет ключевую роль в педагогическом такте. Преподаватель, умеющий управлять своими эмоциями и распознавать эмоции других, способен создать позитивную и продуктивную атмосферу на уроках. Эмоциональный интеллект помогает педагогу не только корректно реагировать на поведение студентов, но и предвидеть их возможные эмоциональные реакции на разные педагогические ситуации.
4. Каждый студент обладает уникальными личностными качествами и способностями. Педагогический такт требует, чтобы преподаватель учитывал эти особенности в процессе обучения. Индивидуальный подход позволяет избежать шаблонного поведения и способствует созданию комфортной атмосферы для каждого учащегося.
5. Преподаватель своим поведением должен демонстрировать студентам образцы уважительного и тактичного отношения. Это касается не только учебного процесса, но и повседневного общения. Студенты воспринимают поведение педагога как модель для подражания, поэтому важно, чтобы преподаватель был примером корректного и тактичного взаимодействия с окружающими.
Рассмотрим практики применения педагогического такта в образовательной среде:
1. Создание ситуаций успеха. Один из аспектов педагогического такта — это умение поддерживать студентов в моменты, когда они сталкиваются с трудностями. Преподаватель может создавать ситуации успеха, где каждый обучающийся может проявить свои сильные стороны. Это способствует развитию уверенности в себе и повышению учебной мотивации.
2. Поддержка и обратная связь. Тактичная и конструктивная обратная связь от преподавателя помогает студентам осознавать свои достижения и ошибки без чувства страха или унижения. Важно не только указать на ошибки, но и предложить пути их исправления. Оценивание должно быть честным, но в то же время поддерживающим.
3. Моделирование ситуаций взаимодействия. Педагог может использовать учебные ситуации для формирования у студентов навыков корректного общения и сотрудничества. Ролевые игры, дискуссии и групповые проекты — это методы, которые способствуют развитию навыков тактичного взаимодействия среди студентов. Преподаватель при этом выступает модератором, демонстрируя примеры уважительного общения.
4. Непрерывное обучение и профессиональное развитие. Преподаватели должны постоянно работать над своим профессиональным развитием, чтобы совершенствовать свои навыки педагогического такта. Участие в тренингах по эмоциональному интеллекту, коммуникативным навыкам и конфликтологии помогает расширить арсенал педагогических инструментов.
В заключение отметим, что педагогический такт является важнейшим элементом успешного педагогического взаимодействия. Он способствует созданию доверительной атмосферы в образовательной среде, повышает мотивацию обучающихся и способствует развитию их личности. Преподаватели должны работать над развитием своих коммуникативных и эмоциональных навыков, чтобы эффективно применять педагогический такт в повседневной практике. Воспитание педагогического такта требует самоанализа, рефлексии и постоянного профессионального развития.
Список литературы
Захарова, Е.И. Коммуникативные навыки и их роль в формировании педагогического такта // Педагогика и образование. — 2020. — №5. — С. 41-49.
Никитина, Ю.В. Практики использования педагогического такта в современном образовательном процессе // Современные образовательные технологии. — 2018. — №2. — С. 12-19.
Петрова, О.Н. Роль преподавателя в создании позитивной образовательной среды через педагогический такт // Вопросы педагогики. — 2019. — №6. — С. 37-45.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат