Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Развитие художественного восприятия через литературное чтение. Работа №70897

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Развитие художественного восприятия через литературное чтение
Работа:

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ЧЕРЕЗ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

 

Аулова Алия Юрьевна, учитель начальных классов,

МБОУ "Центр образования № 62" рп Монино, Московская обл.

 

 

Аннотация. Литературное чтение служит мощным инструментом, позволяющим развивать воображение, эстетический вкус и способность воспринимать художественные образы. В статье рассмотрены методы и подходы, которые помогут учителям начальных классов способствовать развитию художественного восприятия у детей через литературное чтение. Приведены примеры использования различных жанров литературы и творческих заданий, направленных на углубление восприятия текста.

Ключевые слова: художественное восприятие, литературное чтение, начальная школа, развитие воображения, эстетический вкус, творческие задания.

 

Развитие художественного восприятия у младших школьников через литературное чтение — важная часть образовательного процесса, направленная на пробуждение в детях интереса к искусству, литературе и культуре в целом. В младших классах школьники начинают активно осваивать литературные произведения, и важно научить их не просто читать, а воспринимать и понимать текст, чувствовать его глубину и эмоциональный подтекст. Это становится возможным, когда дети погружаются в художественный мир произведения, учатся сопереживать героям, осознают авторскую задумку и смысл происходящих событий.

Литературное чтение развивает художественное восприятие посредством вовлечения ребёнка в мир художественных образов. Важно, чтобы чтение не сводилось только к технике — беглости и точности. Учитель должен помогать ученикам углубляться в содержание текста, обращать внимание на детали, разбирать характеры героев, образы и события. Для этого важно применять подходы, направленные на эмоциональное погружение детей в текст, стимулирование их воображения и создание ассоциаций.

Одним из эффективных способов развить художественное восприятие является чтение сказок. Сказка, как жанр, обладает огромным потенциалом для формирования в детях чувства прекрасного и представления о добре и зле. Например, после чтения классической сказки «Золушка» можно предложить детям описать, как они представляют себе бальный зал, платье Золушки или дворец принца. Это упражнение развивает воображение и помогает детям учиться визуализировать образы, представленные в тексте.

Кроме того, чтение стихотворений — ещё один метод, позволяющий развивать у школьников чувство ритма, мелодичности речи и эстетическое восприятие. Когда дети читают стихи вслух, они не только осваивают звучание слов, но и учатся чувствовать настроение произведения. Например, после чтения стихотворения Александра Пушкина «Зимнее утро» можно обсудить с детьми, какие образы природы возникают в их воображении, какие цвета и звуки они представляют, читая строки о заснеженных полях и ясном зимнем небе.

Прозаические произведения, такие как рассказы или повести, тоже способствуют развитию художественного восприятия. Здесь учитель может предложить детям задуматься над характером героев, их поступками и мотивами. Например, читая рассказ Льва Толстого «Косточка», можно обсудить с детьми внутренний мир главного героя и его переживания, предложить им нарисовать иллюстрации к тексту, что также способствует развитию восприятия образов.

Развитие художественного восприятия не ограничивается только обсуждением текста. Важно использовать творческие задания, которые помогут детям глубже понять прочитанное. Например, после чтения рассказа о животных можно предложить детям нарисовать любимого героя или написать свою версию продолжения истории. Такие задания стимулируют фантазию и способствуют осмысленному восприятию художественного текста.

Литературное чтение также может быть связано с другими видами искусства, такими как музыка или живопись. После прочтения произведения можно включить музыкальную композицию, подходящую по настроению к тексту, и попросить детей описать, какие чувства или образы у них возникают при этом. Это помогает развить способность к синестезии, когда несколько чувств вовлекаются в процесс восприятия произведения искусства.

Не менее важной является работа с иллюстрациями к литературным произведениям. Обсуждение иллюстраций помогает детям визуализировать текст, осмыслить образы героев и места действия. Например, после прочтения книги можно предложить детям сравнить свои представления о героях с тем, как их изобразил художник. Это развивает внимание к деталям и способствует более глубокому восприятию художественного мира произведения.

Развитие художественного восприятия через литературное чтение — это длительный и поэтапный процесс, требующий от учителя не только профессиональной подготовки, но и творческого подхода. Важно не только познакомить детей с произведениями, но и научить их видеть в литературе источники вдохновения, красоты и нравственного богатства. Чем больше дети будут погружаться в художественные тексты, тем лучше они научатся понимать не только литературу, но и окружающий мир.

Таким образом, литературное чтение в начальной школе играет ключевую роль в развитии художественного восприятия детей. Читая сказки, стихи и рассказы, дети учатся воспринимать художественные образы, анализировать характеры героев, осознавать эмоциональные и эстетические аспекты произведения. Важную роль в этом процессе играют творческие задания, работа с иллюстрациями и интеграция других видов искусства, что позволяет углубить восприятие текста и развить воображение.

 

Список литературы:

1. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в свете современных требований // Начальная школа. 2019. № 11. С. 73-77.

2. Сергеева А.В. Особенности развития эстетического восприятия младших школьников / А.В. Сергеева, Л.Ю. Шавшаева // Модернизация регионального образования: опыт педагогов Оренбуржья. – 2017. - № 3. – с. 76-85.

3. Шалатонова, Н.П. Развитие речи младших школьников в процессе чтения–анализа художественного произведения на уроках литературного чтения в начальной школе. Пособие для учителя / Н.П. Шалатонова. - Брянск: БИПКРО–, 2013. - 61 с.

 

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×