ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Петрунина Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы
МАОУ Гимназия № 45
Аннотация. В статье рассматривается значимость формирования нравственных качеств у обучающихся на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности. Подчеркивается роль учителя как наставника, который не только передает знания, но и воспитывает личность. Особое внимание уделено анализу литературных произведений и формам работы, направленным на развитие нравственности, гуманизма и толерантности. Описаны методы, которые могут быть применены для формирования нравственных установок у обучающихся в процессе обучения и воспитания. Приведены примеры эффективных подходов к интеграции нравственного воспитания в образовательный процесс.
Ключевые слова: нравственное воспитание, уроки литературы, формирование личности, русская литература, внеурочная деятельность, ценности, воспитание гуманизма.
Формирование нравственности на уроках русского языка и литературы — одна из важнейших задач педагога. Русская литература, насыщенная примерами нравственного выбора, глубокими философскими размышлениями и вечными вопросами, позволяет учителю прививать обучающимся ценности добра, честности, справедливости и сострадания. Именно на уроках литературы у детей появляется возможность увидеть мир глазами героев, почувствовать их радости и страдания, понять мотивы их поступков. Это способствует формированию эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию и нравственному самосовершенствованию.
В процессе изучения литературных произведений, таких как «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского или «Чудесный доктор» А.И. Куприна, обучающиеся сталкиваются с проблемами морали и нравственного выбора. Учитель, задавая правильные вопросы, может побудить их к глубокому размышлению о смысле жизни, человеческих отношениях, значении честности и ответственности. Например, обсуждение характера князя Андрея Болконского из «Войны и мира» позволяет раскрыть перед обучающимися понятие чести и долга, а анализ образа Раскольникова — показать, как безнравственные идеи могут разрушить человеческую душу.
Одним из эффективных методов формирования нравственности на уроках русского языка и литературы является метод сопоставительного анализа. Сравнивая различные литературные произведения, обучающиеся могут видеть, как одни и те же нравственные проблемы решаются по-разному в зависимости от исторической эпохи, культурного контекста и авторского замысла. Например, можно сравнить образы Печорина из «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова и Обломова из одноименного романа И.А. Гончарова, чтобы обсудить проблему бездействия и его последствий.
Большую роль в формировании нравственности играют и внеклассные мероприятия. Внеурочная деятельность предоставляет широкие возможности для воспитания нравственных качеств. Это могут быть литературные гостиные, конкурсы чтецов, театральные постановки, посвященные произведениям русской литературы, или обсуждения фильмов, снятых по классическим произведениям. Такие формы работы позволяют обучающимся не только лучше понять изучаемые произведения, но и выразить свои чувства и мысли, поделиться своими взглядами и переживаниями.
Одним из примеров может служить организация литературного кружка, где ребята самостоятельно выбирают произведения для чтения и обсуждения, разыгрывают сцены из пьес, пишут эссе на темы, затронувшие их в прочитанном. Учитель в таком формате выступает скорее наставником и координатором, помогая обучающимся глубже погружаться в мир литературы, а значит, и в мир человеческих отношений и нравственных ценностей.
Еще одним важным аспектом нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы является анализ поведения героев через призму современных реалий. Например, обсуждая проблемы честности и лжи на примере произведения «Ревизор» Н.В. Гоголя, учитель может предложить обучающимся подумать о том, как бы поступили герои пьесы в современных условиях. Это поможет ребятам увидеть связь между художественной литературой и их повседневной жизнью, понять, что нравственные законы не теряют своей актуальности со временем.
Не менее важно вовлекать обучающихся в социально значимые проекты. Это может быть помощь пожилым людям, участие в волонтерских акциях, забота о животных или участие в экологических инициативах. Связывая эти действия с нравственными уроками, почерпнутыми из литературы, учитель помогает формировать у обучающихся убеждение в том, что добро нужно не только понимать, но и воплощать в жизни.
Учитель русского языка и литературы должен помнить, что нравственное воспитание — это не только объяснение, что такое хорошо, а что такое плохо. Это кропотливая работа по созданию условий, в которых ребенок сам сможет понять значение этих слов через личные переживания и опыт. Задача педагога — не только дать знания, но и помочь обучающимся стать лучше, стать людьми с большой буквы.
Проблема нравственного воспитания особенно актуальна в наше время, когда общественные ценности подвергаются пересмотру, и многие молодые люди теряют ориентиры. Литература может стать тем маяком, который поможет им найти себя, обрести внутреннюю устойчивость, научиться отличать истинное от ложного, понять, что такое настоящие человеческие ценности.
Таким образом, уроки русского языка и литературы и внеурочная деятельность предоставляют богатые возможности для формирования нравственных основ личности. Правильно подобранные методики и приемы помогут учителю стать не только источником знаний, но и наставником, который помогает своим ученикам понять и почувствовать красоту и глубину нравственных ценностей. Важно, чтобы обучающиеся не просто заучивали определения добра и зла, а на примерах литературных героев и собственных поступков осознавали их значимость и необходимость в повседневной жизни.
Список литературы
Агибалова, С. В. Патриотическое воспитание на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности / С. В. Агибалова. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — С. 143-145.
Турова Т
.
Ю
.
Н
равственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время
// Научный журнал. 2022. №2 (64).
Хамидулина
Н.А. Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся на уроках литературы и во внеурочное время // Инновационное развитие профессионального образования. 2017. №1 (13).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат