НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ
Буркова Мария Николаевна,
воспитатель МКОУ "Основная школа
с. Кривошапкино", Иркутская область
Аннотация. Статья посвящена исследованию использования нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Рассматриваются такие техники, как рисование пальчиками, монотипия, ниткография, рисование мятой бумагой, а также использование нестандартных инструментов и материалов. Выделяется роль педагога в создании условий для творческого самовыражения ребенка. Приведены рекомендации по организации занятий и примеры их реализации.
Ключевые слова: нетрадиционные техники рисования, дошкольное образование, художественно-изобразительная деятельность, творчество, ДОУ.
Развитие творческих способностей у дошкольников является одной из ключевых задач воспитания. Традиционные методики рисования зачастую ограничивают детей в самовыражении, тогда как современные подходы предлагают использование более свободных и экспериментальных форм творчества. Нетрадиционные техники рисования позволяют детям по-новому взглянуть на процесс создания изображений, развивают креативность, воображение и уверенность в своих силах. Они включают использование нестандартных материалов и инструментов, что делает занятия более увлекательными и разнообразными.
Рассмотрим основные нетрадиционные техники рисования.
1. Рисование пальчиками. Эта техника предполагает использование пальцев вместо кистей, что позволяет детям почувствовать процесс создания изображения на тактильном уровне. Рисование пальчиками способствует развитию мелкой моторики, чувственного восприятия и цветовосприятия. Дети могут рисовать без строгих рамок, экспериментировать с цветами и формами, что развивает их воображение и креативное мышление.
2. Монотипия — техника отпечатков, при которой изображение создается на одной поверхности, а затем переносится на другую. Этот метод включает элемент случайности, что развивает у детей способность адаптироваться к неожиданным результатам и принимать их как часть процесса. Монотипия стимулирует визуальное восприятие и помогает развивать абстрактное мышление.
3. В ниткографии дети используют нити, пропитанные краской, для создания отпечатков. Нити могут быть хаотично расположены или организованы в определенные формы. Этот метод развивает пространственное мышление, координацию и оригинальность подходов к созданию изображений. Дети учатся мыслить нестандартно, создавая сложные и необычные узоры.
4. Рисование мятой бумагой. Эта техника предполагает использование мятой бумаги, скомканной в шар, для нанесения краски на поверхность. Такой метод позволяет создавать интересные текстуры и абстрактные формы, что стимулирует творческое мышление детей. Рисование мятой бумагой учит детей работать с объемом и фактурой, помогает им воспринимать процесс создания изображений как игру с материалами.
5. Использование нестандартных инструментов. Вместо традиционных кистей и карандашей, воспитатели могут предлагать детям использовать для рисования губки, ватные палочки, зубные щетки и другие предметы. Это открывает перед ребенком новые возможности для выражения, развивает его гибкость мышления и помогает находить нестандартные решения в процессе творчества. Например, рисование губками позволяет создавать интересные рельефные изображения, а ватные палочки подходят для создания мелких деталей и точек.
Воспитатель в ДОУ играет важную роль в организации художественно-изобразительной деятельности. Его задача — создать условия, при которых ребенок может свободно экспериментировать с материалами и техниками. Воспитатель должен поощрять инициативу ребенка, подчеркивая значимость процесса, а не только результата.
Организация занятий с использованием нетрадиционных техник требует определенной подготовки. Важно подобрать материалы, которые будут интересны детям, и предложить им конкретные творческие задачи, не ограничивающие свободу выражения. Воспитатель также должен внимательно следить за тем, чтобы каждая техника развивала у ребенка не только технические навыки, но и воображение, эмоциональную отзывчивость.
Приведем примеры практических занятий:
р
исование пальчиками на тему «Космос». Дети могут создавать изображения звезд, планет и космических объектов, свободно исполь
зуя пальцы для нанесения красок;
м
онотипия на тему «Подводный мир». Дети отпечатывают на бумаге изображения морских животных и растений, создав
ая яркие, живописные композиции;
н
иткография
на тему «Волшебные деревья». С помощью нитей дети создают фантастические
деревья с разноцветными узорами;
р
исование мятой бумагой на тему «Осенний пейзаж». Мятая бумага используется для создания текс
турированных листьев и деревьев;
р
исование нестандартными инструментами на тему «Весенний луг». Губки и ватные палочки применяются для изображения цветов, травы и насекомых.
Нетрадиционные техники рисования активно способствуют развитию у детей креативности, гибкости мышления, способности принимать нестандартные решения. Они также помогают детям лучше осознавать свои творческие способности и уверенно выражать свои мысли и чувства через искусство. Регулярное использование таких техник повышает интерес к художественной деятельности, формирует у ребенка положительное отношение к процессу создания изображения.
Кроме того, такие методы способствуют развитию мелкой моторики, внимания и усидчивости, что является важной составляющей общего психофизического развития дошкольников. Исследования показывают, что дети, занимающиеся нетрадиционными техниками рисования, демонстрируют более высокие показатели креативности и самостоятельности в процессе художественного творчества.
В заключение отметим, что нетрадиционные техники рисования представляют собой важный инструмент для развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Они позволяют детям свободно экспериментировать с материалами, развивать воображение и получать удовольствие от процесса творчества. Воспитатель, используя эти методы, может значительно обогатить образовательный процесс, сделав его более разнообразным и увлекательным для детей.
Список литературы
Коваленко Л.В. Творческие методики в ДОУ: от теории к практике. —
СПб.:
Детство-Пресс, 2018.
Лазарева О.Н. Художественное развитие дошкольников: инновационные подходы. — М.: Педагогика, 2019.
Павлова Е.В. Технологии изобразительного искусства для дошкольников. —
СПб.:
Учитель, 2020.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат