ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ
Буркова Мария Николаевна,
воспитатель МКОУ "Основная школа
с. Кривошапкино", Иркутская область
Аннотация. В статье рассматриваются ключевые подходы к обучению чтению детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Особое внимание уделяется звуковому, аналитико-синтетическому и игровому подходам, а также современным методам, направленным на развитие интереса к чтению. Подчеркивается важность комплексного подхода к развитию речевой активности детей и подготовке их к школе.
Ключевые слова: обучение чтению, дошкольное образование, звуковой метод, аналитико-синтетический метод, игровой метод, старший дошкольный возраст.
Развитие навыков чтения у детей старшего дошкольного возраста является одной из приоритетных задач дошкольного образования. Умение читать открывает перед ребенком мир информации и способствует развитию интеллекта, памяти и внимания. В старшем дошкольном возрасте важно создать условия для формирования устойчивого интереса к чтению и развить базовые навыки, необходимые для успешного освоения школьной программы.
В современном ДОУ используются различные методы и подходы к обучению чтению, каждый из которых направлен на формирование у ребенка положительного отношения к чтению и развитие его речевой деятельности. Основными подходами являются звуковой метод, аналитико-синтетический метод и игровые технологии, которые, применяемые в комплексе, позволяют достигать значительных результатов в обучении.
Рассмотрим основные подходы к обучению чтению.
1. Звуковой метод является одним из самых распространенных методов обучения чтению в ДОУ. Он базируется на принципе знакомства детей с отдельными звуками и их последующим соединением в слоги и слова. Важным элементом этого метода является понимание детьми разницы между звуками и буквами, что формирует основу для успешного чтения и письма.
Занятия по звуковому методу могут включать игры, направленные на различение звуков (гласных и согласных), упражнения на анализ слов, где дети учатся выделять звуки в словах и определять их последовательность. Такой подход развивает фонематический слух, что является важным фактором для успешного овладения чтением.
2. Аналитико-синтетический метод сочетает в себе элементы анализа и синтеза. Этот подход предполагает, что дети учатся разбивать слова на составляющие (анализ), а затем соединять их в целые (синтез). В основе метода лежит работа с буквами и слогами, что позволяет детям осознавать структуру слов и понимать, как различные звуки соединяются в единую систему.
Одним из важных аспектов метода является работа с наглядными материалами, такими как буквы, карточки с изображениями и словами, что помогает детям лучше понимать взаимосвязь между звуками и их графическим изображением. Данный метод подходит для детей, которые уже освоили базовые навыки звукового анализа и готовы к более сложным упражнениям.
3. Игровой подход к обучению чтению ориентирован на использование игровых технологий и заданий, которые помогают детям легче усваивать новый материал. Игры с буквами, слогами и словами, конкурсы на составление слов или чтение коротких текстов стимулируют интерес к процессу обучения. В игровой форме дети получают возможность экспериментировать с языком, что развивает у них любознательность и творческое отношение к чтению.
Примером игровых заданий могут быть такие игры, как «Поймай звук», когда дети должны хлопнуть в ладоши при услышании определенного звука, или игра «Собери слово», где дети складывают слова из предложенных слогов. Эти игры позволяют поддерживать у детей интерес к чтению и делают процесс обучения более увлекательным.
4. Коммуникативный подход предполагает активное использование чтения для общения и обмена информацией. Дети учатся читать в процессе взаимодействия с воспитателем и друг с другом. Такой подход способствует развитию не только навыков чтения, но и речевого общения. Важно, чтобы чтение не рассматривалось изолированно, а было частью общего развития речевой деятельности.
В процессе занятий по коммуникативному подходу дети могут читать простые тексты, обсуждать их содержание, задавать вопросы и делиться своими впечатлениями. Это помогает формировать у них осознание чтения как важного коммуникативного навыка.
5. Один из наиболее популярных подходов в последние годы — методика Николая Зайцева, которая основана на работе с кубиками, разделенными на «слоги». Кубики Зайцева помогают детям визуализировать структуру слов и их звучание. Использование кубиков в игровой форме облегчает понимание принципов построения слов и ускоряет процесс освоения чтения. Методика активно используется в ДОУ благодаря своей эффективности и простоте.
Воспитатель в процессе обучения чтению выполняет роль координатора и мотиватора. Он создает условия для творческого и познавательного развития детей, поддерживает их интерес к чтению через разнообразные методы и формы работы. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его уровень развития и готовность к обучению.
Для успешного освоения навыков чтения необходимо, чтобы занятия проводились систематически и в позитивной атмосфере. Воспитатель должен активно вовлекать детей в процесс, поощрять их достижения и способствовать развитию у них уверенности в своих силах.
Приведем практические рекомендации для занятий:
Чередование методов. Важно чередовать различные подходы, чтобы занятия были интересными и не перегружали детей однотипными заданиями.
Использование наглядных материалов. Карточки, плакаты, интерактивные пособия помогут детям лучше воспринимать материал.
Игра как основной инструмент. Используйте игровые формы для обучения, чтобы поддерживать мотивацию и интерес детей.
Чтение вслух. Регулярное чтение коротких текстов вслух помогает детям развивать навык восприятия текста и улучшает технику чтения.
В заключение отметим, что обучение чтению детей старшего дошкольного возраста требует комплексного подхода, который включает использование разнообразных методов и форм работы. Звуковой, аналитико-синтетический, игровой и коммуникативный подходы дополняют друг друга, позволяя воспитателям создавать эффективные условия для формирования навыков чтения у детей. Важно, чтобы обучение было направлено на развитие интереса к чтению и поддерживало познавательную активность ребенка. Воспитатели, применяя разнообразные методики, могут успешно подготовить детей к обучению в школе, заложив прочный фундамент для дальнейшего образовательного пути.
Список литературы
Гаврилова
О.Н. Обучение чтению в ДОУ: современные методы и технологии. — М.: Просвещение, 2017.
Демина Т.А. Развитие навыков чтения у дошкольников: теория и практика. —
СПб.:
Детство-Пресс, 2018.
Казакова Л.С. Формирование предпосылок к обучению чтению у дошкольников. —
СПб.:
Учитель, 2020.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат