Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Основные подходы к обучение, детей старшего дошкольного возраста, чтению в ДОУ. Работа №70938

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Основные подходы к обучение, детей старшего дошкольного возраста, чтению в ДОУ
Работа:

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ

 

Буркова Мария Николаевна,

воспитатель МКОУ "Основная школа

с. Кривошапкино", Иркутская область

 

Аннотация. В статье рассматриваются ключевые подходы к обучению чтению детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Особое внимание уделяется звуковому, аналитико-синтетическому и игровому подходам, а также современным методам, направленным на развитие интереса к чтению. Подчеркивается важность комплексного подхода к развитию речевой активности детей и подготовке их к школе.

Ключевые слова: обучение чтению, дошкольное образование, звуковой метод, аналитико-синтетический метод, игровой метод, старший дошкольный возраст.

 

Развитие навыков чтения у детей старшего дошкольного возраста является одной из приоритетных задач дошкольного образования. Умение читать открывает перед ребенком мир информации и способствует развитию интеллекта, памяти и внимания. В старшем дошкольном возрасте важно создать условия для формирования устойчивого интереса к чтению и развить базовые навыки, необходимые для успешного освоения школьной программы.

В современном ДОУ используются различные методы и подходы к обучению чтению, каждый из которых направлен на формирование у ребенка положительного отношения к чтению и развитие его речевой деятельности. Основными подходами являются звуковой метод, аналитико-синтетический метод и игровые технологии, которые, применяемые в комплексе, позволяют достигать значительных результатов в обучении.

Рассмотрим основные подходы к обучению чтению.

1. Звуковой метод является одним из самых распространенных методов обучения чтению в ДОУ. Он базируется на принципе знакомства детей с отдельными звуками и их последующим соединением в слоги и слова. Важным элементом этого метода является понимание детьми разницы между звуками и буквами, что формирует основу для успешного чтения и письма.

Занятия по звуковому методу могут включать игры, направленные на различение звуков (гласных и согласных), упражнения на анализ слов, где дети учатся выделять звуки в словах и определять их последовательность. Такой подход развивает фонематический слух, что является важным фактором для успешного овладения чтением.

2. Аналитико-синтетический метод сочетает в себе элементы анализа и синтеза. Этот подход предполагает, что дети учатся разбивать слова на составляющие (анализ), а затем соединять их в целые (синтез). В основе метода лежит работа с буквами и слогами, что позволяет детям осознавать структуру слов и понимать, как различные звуки соединяются в единую систему.

Одним из важных аспектов метода является работа с наглядными материалами, такими как буквы, карточки с изображениями и словами, что помогает детям лучше понимать взаимосвязь между звуками и их графическим изображением. Данный метод подходит для детей, которые уже освоили базовые навыки звукового анализа и готовы к более сложным упражнениям.

3. Игровой подход к обучению чтению ориентирован на использование игровых технологий и заданий, которые помогают детям легче усваивать новый материал. Игры с буквами, слогами и словами, конкурсы на составление слов или чтение коротких текстов стимулируют интерес к процессу обучения. В игровой форме дети получают возможность экспериментировать с языком, что развивает у них любознательность и творческое отношение к чтению.

Примером игровых заданий могут быть такие игры, как «Поймай звук», когда дети должны хлопнуть в ладоши при услышании определенного звука, или игра «Собери слово», где дети складывают слова из предложенных слогов. Эти игры позволяют поддерживать у детей интерес к чтению и делают процесс обучения более увлекательным.

4. Коммуникативный подход предполагает активное использование чтения для общения и обмена информацией. Дети учатся читать в процессе взаимодействия с воспитателем и друг с другом. Такой подход способствует развитию не только навыков чтения, но и речевого общения. Важно, чтобы чтение не рассматривалось изолированно, а было частью общего развития речевой деятельности.

В процессе занятий по коммуникативному подходу дети могут читать простые тексты, обсуждать их содержание, задавать вопросы и делиться своими впечатлениями. Это помогает формировать у них осознание чтения как важного коммуникативного навыка.

5. Один из наиболее популярных подходов в последние годы — методика Николая Зайцева, которая основана на работе с кубиками, разделенными на «слоги». Кубики Зайцева помогают детям визуализировать структуру слов и их звучание. Использование кубиков в игровой форме облегчает понимание принципов построения слов и ускоряет процесс освоения чтения. Методика активно используется в ДОУ благодаря своей эффективности и простоте.

Воспитатель в процессе обучения чтению выполняет роль координатора и мотиватора. Он создает условия для творческого и познавательного развития детей, поддерживает их интерес к чтению через разнообразные методы и формы работы. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его уровень развития и готовность к обучению.

Для успешного освоения навыков чтения необходимо, чтобы занятия проводились систематически и в позитивной атмосфере. Воспитатель должен активно вовлекать детей в процесс, поощрять их достижения и способствовать развитию у них уверенности в своих силах.

Приведем практические рекомендации для занятий:

Чередование методов. Важно чередовать различные подходы, чтобы занятия были интересными и не перегружали детей однотипными заданиями.

Использование наглядных материалов. Карточки, плакаты, интерактивные пособия помогут детям лучше воспринимать материал.

Игра как основной инструмент. Используйте игровые формы для обучения, чтобы поддерживать мотивацию и интерес детей.

Чтение вслух. Регулярное чтение коротких текстов вслух помогает детям развивать навык восприятия текста и улучшает технику чтения.

В заключение отметим, что обучение чтению детей старшего дошкольного возраста требует комплексного подхода, который включает использование разнообразных методов и форм работы. Звуковой, аналитико-синтетический, игровой и коммуникативный подходы дополняют друг друга, позволяя воспитателям создавать эффективные условия для формирования навыков чтения у детей. Важно, чтобы обучение было направлено на развитие интереса к чтению и поддерживало познавательную активность ребенка. Воспитатели, применяя разнообразные методики, могут успешно подготовить детей к обучению в школе, заложив прочный фундамент для дальнейшего образовательного пути.

 

Список литературы

 

Гаврилова

О.Н. Обучение чтению в ДОУ: современные методы и технологии. — М.: Просвещение, 2017.

Демина Т.А. Развитие навыков чтения у дошкольников: теория и практика. —

СПб.:

Детство-Пресс, 2018.

Казакова Л.С. Формирование предпосылок к обучению чтению у дошкольников. —

СПб.:

Учитель, 2020.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×