Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Работа №70939

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Работа:

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Буркова Мария Николаевна,

воспитатель МКОУ "Основная школа

с. Кривошапкино", Иркутская область

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, которая играет важную роль в общем развитии ребенка, его когнитивных и речевых способностях. Описаны эффективные методы и упражнения для развития мелкой моторики, а также их влияние на формирование более сложных навыков, таких как письмо, речь и координация движений.

Ключевые слова: мелкая моторика, дошкольники, развитие, когнитивные навыки, упражнения, сенсорика.

 

Мелкая моторика – это способность выполнять точные движения кистями и пальцами рук, которая активно развивается у детей в дошкольном возрасте. Она играет ключевую роль в развитии ребенка, влияя на формирование речевых навыков, когнитивных способностей, а также навыков самообслуживания и подготовки к школе. Исследования показывают, что дети с хорошо развитыми моторными навыками успешнее справляются с письмом, рисованием, а также речевыми и когнитивными задачами.

Развитие мелкой моторики связано с активизацией тех зон мозга, которые отвечают за работу речевого аппарата, что делает упражнения для пальцев и рук важным элементом в общей программе воспитания дошкольников.

Отметим значение мелкой моторики для дошкольников:

1. Связь между моторикой и речью. Мелкая моторика тесно связана с развитием речи. Дети, которые развивают свои мелкие моторные навыки через игры и упражнения, быстрее осваивают речевые навыки. Движения пальцев стимулируют активность определенных участков мозга, ответственных за речь и мышление, что способствует улучшению артикуляции и расширению словарного запаса.

2. Формирование навыков письма. Для успешного освоения письма в младшей школе необходимо развитие точных координированных движений пальцев. Это требует тренировки, которую дети могут получать через различные упражнения, игры и занятия, направленные на развитие мелкой моторики.

3. Развитие координации и концентрации. Упражнения для мелкой моторики помогают детям развивать общую координацию движений, а также внимание и концентрацию. Точность движений требует контроля и сосредоточенности, что является важным элементом для подготовки к обучению в школе.

Рассмотрим методы и упражнения для развития мелкой моторики.

- Одним из эффективных методов является использование мелких предметов, таких как бусины, пуговицы, или конструкционные наборы. Эти упражнения требуют от детей точных движений пальцев и кистей, развивают координацию и ловкость.

- Традиционные пальчиковые игры помогают развивать как моторику, так и речь. Они включают ритмические движения и проговаривание стихов, что стимулирует работу мозга и координацию движений с речевой активностью.

- Работа с пластилином или глиной – прекрасное средство для развития мелкой моторики. Дети с удовольствием занимаются лепкой, что позволяет тренировать силу и гибкость пальцев, улучшая координацию движений.

- Рисование мелкими элементами, раскрашивание картинок и работа с карандашами помогают развивать не только художественные способности, но и навыки работы с инструментами, необходимыми для письма.

- Занятия, связанные с вырезанием фигур из бумаги, наклеиванием различных элементов, стимулируют внимание к деталям, развивают точность движений и ориентацию в пространстве.

Воспитатель играет важную роль в организации занятий по развитию мелкой моторики у детей. Важно включать в программу занятий разнообразные упражнения, направленные на развитие рук, пальцев и кистей, предлагая детям различные материалы и инструменты для выполнения заданий. Задача воспитателя – следить за правильностью выполнения упражнений, корректировать ошибки, а также поддерживать интерес ребенка к подобным занятиям.

Применение игровых методов в развитии мелкой моторики позволяет создать у детей положительный эмоциональный настрой на занятие, что повышает их вовлеченность и стимулирует к активной деятельности. Важно сочетать упражнения с творческими заданиями, чтобы дети могли видеть результаты своей работы, что мотивирует их к дальнейшему развитию навыков.

Приведем некоторые педагогические рекомендации:

Упражнения для развития мелкой моторики должны быть регулярными и систематическими. Кратковременные ежедневные занятия будут более эффективными, чем длительные, но редкие тренировки.

Каждый ребенок развивается в своем темпе, поэтому важно учитывать уровень его подготовки и адаптировать упражнения под индивидуальные особенности.

Важно предлагать детям разнообразные материалы и формы работы для того, чтобы удерживать их интерес. Это могут быть как традиционные методы (рисование, лепка), так и инновационные подходы, например, работа с сенсорными панелями.

Упражнения для мелкой моторики можно интегрировать в общие занятия, такие как изучение окружающего мира, развитие речи и подготовка к письму.

В заключение отметим, что развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста – важный компонент их общего развития, который влияет на формирование речи, когнитивных способностей и навыков письма. Регулярные упражнения, направленные на тренировку рук и пальцев, способствуют более успешному освоению школьных навыков, формированию уверенности в себе и улучшению координации движений. Воспитатель должен активно использовать различные методы и материалы, чтобы поддерживать интерес детей и способствовать их полноценному развитию.

 

Список литературы

 

Козлова, Е.И. Пальчиковые игры для развития речи и моторики. —

СПб.:

Детство-Пресс, 2018.

Нестерова, А.В. Лепка и рисование как средства развития мелкой моторики у детей. — М.:

Владос

, 2021.

Петрова, О.В. Мелкая моторика и ее влияние на развитие речи у детей. — М.: Академия, 2019.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×