ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сирик Виктория Васильевна, учитель истории и обществознания
ГБОУ ЛНР " РУРЦ", г. Луганск,
Аннотация. Финансовая грамотность – это важный компонент общих знаний, необходимых каждому человеку для успешной жизни в современном обществе. Она включает в себя понимание финансовых понятий, принципов управления деньгами, а также осознание рисков и возможностей, связанных с финансовыми решениями. В статье рассматривается роль учебного процесса на уроках обществознания , особое внимание уделяется методам и приемам, которые можно использовать для достижения этой цели, а также практическому опыту внедрения финансовых знаний в образовательный процесс.
Ключевые слова: финансовая грамотность, образование, уроки обществознания, внеурочная деятельность, методы обучения, практическое знание, финансовое планирование.
В условиях быстро меняющегося мира, где финансовая грамотность становится необходимым навыком для взрослой жизни, обучение этому основополагающему знанию в школьном возрасте приобретает особую значимость. Уроки обществознания выступают в роли важнейшей платформы для внедрения знаний о финансах, позволяя не только передавать информацию, но и развивать у учащихся критическое мышление, навык бюджетирования, а также понимание принципов экономии.
Финансовая грамотность включает в себя знание основ управления личными финансами, понимание банковских услуг, инвестиционных возможностей и рисков. В современном мире, где дети и подростки всё чаще становятся участниками финансовых операций (например, использование карт, интернет-банкинг), важно обеспечить их необходимыми знаниями и навыками для ответственного обращения с деньгами.
По данным исследования, проведенного ЮНИСЕФ, финансовая грамотность помогает молодым людям принимать обоснованные финансовые решения, избегать долгов и управлять своими активами. Таким образом, обучение финансовой грамотности в школе должно стать одним из приоритетных направлений образовательной политики.
Интеграция финансовой грамотности в учебный процесс.
Для начала, необходимо внедрять концепцию финансовой грамотности в учебные планы уроков обществознания. Это может быть осуществлено через изучение следующих тем:
Основы экономики: Учащиеся должны изучить базовые экономические понятия, такие как спрос и предложение, стоимость ресурсов, налоги и услуги. Понимание этих принципов поможет школьникам лучше ориентироваться в экономической реальности.
Бюджетирование и управление личными финансами: Уроки должны включать практические навыки, такие как создание и ведение личного бюджета, анализ доходов и расходов.
Финансовые риски и инвестиции: Важно учить детей понимать риски, связанные с различными инвестициями, и как они могут влиять на финансовое благополучие.
Методы обучения. Для эффективного формирования финансовой грамотности можно использовать разнообразные методы и подходы:
Проектная деятельность: Создание проектов на тему финансового планирования, где школьники смогут представить анализ своих расходов или создать план бюджета.
Дискуссии и дебаты: Обсуждение актуальных финансовых вопросов (например, «Долги: благо или зло?») способствует развитию критического мышления.
Ролевые игры: Моделирование реальных финансовых ситуаций помогает учащимся соориентироваться в конкретных примерах, что углубляет их понимание.
Практические занятия: Внедрение в учебный процесс занятий по финансовой грамотности, в которых школьники смогут вести свои бюджеты, учиться делать покупки и даже открывать свои «финансовые счета».
Взаимодействие с родителями: Проведение совместных мероприятий с родителями, направленных на обсуждение тем финансовой грамотности, может значительно повысить эффективность усвоения материала.
Внеурочная деятельность.Внеурочная деятельность также играет важную роль в формировании финансовой грамотности. Школы могут организовывать:
Клубы финансовой грамотности: В таких клубах учащиеся смогут обмениваться опытом, участвовать в обсуждениях и других мероприятиях, связанных с экономическими и финансовыми темами.
Экскурсии и встречи с профессионалами: Посещение банков, финансовых учреждений или встреча с финансовыми консультантами даст учащимся реальное представление о работе с финансами.
Тематические конкурсы: Проведение конкурсов на лучшее финансовое исследование или проект может мотивировать учащихся погружаться в тему.
Примеры успешных практик. Недавний опыт ряда школ показывают, что внедрение финансовой грамотности в учебный процесс приводит к положительным результатам. В одной из школ был организован проект, в котором учащиеся изучали основы финансовой грамотности через разработку собственных бизнес-планов. Результаты показали, что учащиеся не только приобрели практические финансовые навыки, но и сумели развить такие качества, как ответственность и креативность.
В другом случае, после проведения образовательного курса по финансовой грамотности, уровень осведомленности учащихся о финансовых основах, таких как кредитные отношения и инвестиции, увеличился более чем на 50%.
В условиях современных вызовов, связанных с быстрыми изменениями экономической среды, формирование финансовой грамотности у школьников становится важным элементом их подготовки к взрослой жизни. Уроки обществознания и внеурочная деятельность представляют собой уникальную возможность для внедрения этих знаний. Использование разнообразных методов и подходов не только способствует усвоению материала, но и развивает критическое мышление и самостоятельность учащихся. Поэтому важно, чтобы вопрос финансовой грамотности находился в центре образовательной стратегии каждой школы, обеспечивая учащимся необходимые инструменты для успешной и ответственной жизни в обществе.
Список литературы
Анна Валерьевна Хорошенкова Формирование финансовой грамотности учащихся в курсе обществознания в школе в условиях информатизации образования // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2023. №3 (40). https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-finansovoy-gramotnosti-uchaschihsya-v-kurse-obschestvoznaniya-v-shkole-v-usloviyah-informatizatsii-obrazovaniya.
Королькова Е. С., Козлова А. А. Формирование финансовой грамотности учащихся основной школы: работа учителей-предметников // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. №2 (70). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-finansovoy-gramotnosti-uchaschihsya-osnovnoy-shkoly-rabota-uchiteley-predmetnikov
.
Рутковская Е.Л. Факторы формирования финансовой грамотности школьников // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. №2 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-formirovaniya-finansovoy-gramotnosti-shkolnikov.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат