Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Формирование фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья. Работа №70984

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Формирование фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья
Работа:

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

Тарасова Елена Алексеевна, учитель-логопед МДОУ Киселёвского городского округа детский сад 3 «Умка» (Детский сад 3 "Умка") комбинированного вида

 

Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья. В ней рассматриваются особенности фонематического восприятия, его влияние на развитие речи и обучение детей с различными нарушениями. Приводятся методы и подходы, которые могут быть применены логопедами для успешного формирования фонематических навыков, а также практические рекомендации по организации логопедической работы с такими детьми. Рассматриваются примеры игр и упражнений, способствующих развитию фонематического восприятия.

Ключевые слова: фонематическое восприятие, дети с ограниченными возможностями здоровья, логопедия, развитие речи, коррекция нарушений.

 

Фонематическое восприятие является одной из важнейших составляющих речевого развития детей, особенно в раннем возрасте. Оно включает в себя способность различать, воспринимать и анализировать звуковую структуру языка, что критически важно для формирования навыков чтения и письма. У детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, наблюдаются трудности в развитии фонематического восприятия, что может негативно сказаться на их общем речевом развитии и обучении. Поэтому задача логопеда заключается в создании условий для формирования и коррекции этих навыков.

В зависимости от типа ограничений здоровья, дети могут сталкиваться с различными трудностями в фонематическом восприятии. Дети с задержкой речевого развития могут испытывать трудности в различении фонем, что затрудняет их способность к формированию звуковой структуры слова. Поэтому важно разрабатывать индивидуальные программы коррекции, учитывающие специфические особенности и потребности каждого ребенка.

Одним из основных методов формирования фонематического восприятия является использование слуховых упражнений и игр. Слуховые упражнения помогают развивать внимание к звукам и улучшают способность различать их. Например, можно проводить игры, в которых дети должны услышать и повторить звуки или слова. Также можно использовать задания на сопоставление звуков и изображений, что способствует формированию связи между звуком и его значением. Это помогает детям лучше осваивать звуковую структуру языка и развивает их фонематические навыки.

Игры являются неотъемлемой частью коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Через игровые формы обучения дети могут более эффективно усваивать фонематические навыки. Например, игра "Угадай звук" может быть организована так, что дети слушают определенные звуки (например, звук природы, игрушек) и должны угадать, что это за звук. Такая игра развивает не только слуховое восприятие, но и внимание, память, а также способствует развитию воображения.

Работа с картинками также играет важную роль в формировании фонематического восприятия. Логопед может использовать карточки с изображениями предметов, которые начинаются на разные звуки, для формирования навыков звукового анализа и синтеза. Например, можно предложить детям подобрать картинки, которые начинаются на один и тот же звук, или, наоборот, отличающиеся по первому звуку. Эти упражнения способствуют развитию способности к фонематическому анализу, что является основой для дальнейшего обучения чтению и письму.

Также стоит обратить внимание на работу с рифмами и стихами, что может существенно помочь в развитии фонематического восприятия. Дети могут слушать и повторять короткие рифмы, которые акцентируют внимание на определенных звуках и фонемах. Это не только развивает слуховое восприятие, но и способствует формированию интереса к языку и речи в целом. Можно организовать занятия, в которых дети будут создавать свои рифмы или стихи, что также развивает их креативность и любовь к языковым играм.

При организации логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья важно учитывать их индивидуальные потребности и возможности. Каждый ребенок уникален, и подходы к коррекции должны быть адаптированы с учетом его состояния здоровья и уровня развития. Необходимо проводить регулярные диагностики фонематического восприятия, чтобы отслеживать динамику и корректировать программу работы.

Также важно учитывать, что родители играют ключевую роль в процессе формирования фонематического восприятия у детей. Логопед может обучать родителей методам, которые они могут использовать дома для поддержки и развития фонематических навыков. Совместные игры, чтение книг с акцентом на звуковую структуру слов, обсуждение различных звуков и рифм могут стать хорошими инструментами для развития фонематического восприятия в домашних условиях.

Важно также создать мотивирующую атмосферу на занятиях, которая будет способствовать развитию интереса к фонематическим упражнениям. Положительная мотивация и поддержка со стороны логопеда могут значительно повысить эффективность коррекционной работы. Дети должны чувствовать, что их усилия ценятся, а достижения отмечаются.

Таким образом, формирование фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья является важной задачей для логопедов. Применение разнообразных методов и подходов, таких как слуховые упражнения, игровые занятия, работа с картинками и стихами, а также сотрудничество с родителями, позволит создать условия для успешного развития фонематических навыков у детей. Эффективная логопедическая работа поможет детям преодолеть трудности в речевом развитии и подготовит их к успешному обучению в будущем. Важно помнить, что каждый шаг на пути к формированию фонематического восприятия — это шаг к улучшению качества жизни ребенка и его социальной адаптации.

 

Список литературы

 

Исаева Н.А. Формирование фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием инновационных методик // Специальное образование. 2017. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-fonematicheskogo-vospriyatiya-u-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-s-ispolzovaniem-innovatsionnyh-metodik (дата обращения: 25.09.2024).

Ларшина

В.С. Фонематическое восприятие: Методические рекомендации / В.С.

Ларшина

. - Новокузнецк, 2015. - 62 с.

Талужина

, О. Н. Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ / О. Н.

Талужина

. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 160-162. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1706/ (дата обращения: 25.09.2024).

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×