Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках математики. Работа №70988

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках математики
Работа:

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

 

Иванкова Людмила Григорьевна, учитель математики

ГБОУ "Комсомольская средняя школа имени Михаила Григорьева" Луганской Народной Республики

 

Аннотация: Статья посвящена проблеме развития функциональной грамотности на уроках математики. Рассматривается значение функциональной грамотности для формирования навыков применения математических знаний в повседневной жизни и решении реальных задач. Описаны методы и подходы к развитию функциональной грамотности через математическое образование, использование задач практического характера, а также применение проектной деятельности и межпредметных связей.

Ключевые слова: функциональная грамотность, уроки математики, математическая грамотность, прикладные задачи, межпредметные связи, проектная деятельность.

 

Функциональная грамотность — это способность человека применять знания и навыки в реальных жизненных ситуациях. В современном обществе, где каждый сталкивается с необходимостью анализировать информацию, принимать решения и находить решения проблем, функциональная грамотность приобретает важное значение. На уроках математики развитие функциональной грамотности помогает ученикам понимать, как использовать математические знания не только для решения учебных задач, но и в повседневной жизни, что делает процесс обучения более осмысленным и полезным.

Математическая грамотность, как составляющая функциональной, включает способность к осмысленному применению математических понятий, решений и стратегий для анализа и решения задач, которые человек встречает в реальной жизни. Школьники должны научиться видеть математику не только как набор формул и уравнений, но и как инструмент для понимания и решения задач, связанных с их будущей профессией, финансами, планированием или даже досугом. В этом и заключается основная цель формирования функциональной грамотности на уроках математики.

Одним из ключевых способов развития функциональной грамотности является использование задач, которые имеют практическую направленность. Такие задачи, как расчет личных финансов, планирование расходов, анализ статистических данных или работа с графиками и диаграммами, учат школьников применять математические навыки в реальных жизненных ситуациях. Например, при изучении процентов можно предложить учащимся рассчитать стоимость товаров со скидкой, что не только развивает математические способности, но и демонстрирует, как математика применяется в повседневной жизни.

Значительное внимание в развитии функциональной грамотности уделяется работе с текстовыми задачами. Такие задачи требуют от школьников не только знания формул, но и умения анализировать информацию, выделять ключевые моменты и строить логическую цепочку решений. Это способствует развитию критического мышления и аналитических способностей, что крайне важно в современной жизни. При работе с текстовыми задачами учащиеся учатся формулировать и проверять гипотезы, искать закономерности и делать обоснованные выводы.

Важную роль в развитии функциональной грамотности играет интеграция математики с другими предметами. Межпредметные связи позволяют школьникам понять, что математические знания необходимы для решения задач в различных областях науки и жизни. Например, при изучении физики учащиеся сталкиваются с необходимостью проводить расчеты, связанные с движением объектов, или анализировать графики зависимости физических величин. В экономике и географии математика помогает анализировать демографические данные, оценивать экономические показатели и строить прогнозы. Подобная интеграция знаний помогает учащимся увидеть взаимосвязь между математикой и окружающим миром, что способствует повышению их мотивации к изучению предмета.

Особое внимание следует уделить проектной деятельности как эффективному методу развития функциональной грамотности. Проекты позволяют школьникам решать реальные задачи, связанные с их интересами и будущими планами. Например, при выполнении проектов, связанных с архитектурой, учащиеся могут изучать геометрию и математическое моделирование, при анализе рыночных данных — использовать знания по статистике и процентам. Такой подход помогает им глубже понять, как математические знания применяются на практике и формирует важные для дальнейшей жизни навыки.

Проектная работа также способствует развитию коммуникативных и социальных навыков. В процессе коллективной работы над проектом школьники учатся взаимодействовать друг с другом, обмениваться информацией, аргументировать свои решения и принимать коллективные решения. Это важная составляющая функциональной грамотности, так как в жизни каждый человек сталкивается с необходимостью работать в команде, искать компромиссы и эффективно общаться.

Кроме того, важно развивать у школьников умение работать с информацией. В современных условиях учащиеся сталкиваются с огромным потоком данных, и одной из задач учителя является научить их правильно интерпретировать эти данные с помощью математических методов. Например, анализ статистических данных, умение строить графики и диаграммы, оценка рисков и прогнозирование — все это навыки, которые формируются на уроках математики и напрямую связаны с функциональной грамотностью. Учащиеся должны понимать, как обрабатывать информацию, делать на основе данных выводы и принимать решения.

Учителю важно применять разнообразные формы и методы работы для развития функциональной грамотности. Это могут быть уроки с применением компьютерных технологий, использование интерактивных заданий и математических симуляторов, работа с текстами, содержащими числовую информацию, а также практические задания, которые требуют от учащихся самостоятельного поиска решений. Важно, чтобы учебный процесс был ориентирован не только на запоминание математических формул, но и на их применение в реальных ситуациях.

Для успешного формирования функциональной грамотности необходимо также создание условий для самостоятельной работы школьников. Это может быть выполнено через создание ситуаций, где ученики сами принимают решения, анализируют данные и предлагают собственные способы решения проблем. Такой подход развивает у школьников ответственность за свои действия, учит их искать информацию и критически оценивать полученные результаты.

Таким образом, развитие функциональной грамотности на уроках математики — это важная задача, которая требует применения разнообразных методик и подходов. Использование прикладных задач, проектной деятельности, межпредметных связей и активных методов обучения позволяет школьникам понять практическую ценность математических знаний и развить навыки, необходимые для успешной жизни в современном обществе. Учителю математики важно организовать процесс обучения таким образом, чтобы учащиеся не только изучали теоретические аспекты математики, но и научились использовать их для решения реальных проблем, развивая свою функциональную грамотность.

 

Список литературы

 

Денищева

Л.О. Особенности формирования и оценки математической грамотности школьников /

Л.О.Денищева

, Н.В.

Савинцева

, И.С.

Сафуанов

,

А.В.Ушаков

,

В.А.Чугунов

,

Ю.А.Семеняченко

// Наука для образования сегодня. - 2021. - Т. 11. - № 4. - С. 113-135. DOI:

http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2104.06

Дорофеев А.В.,

Одинокова

О.В. Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М.

Акмуллы

. 2022. №1-3 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-shkolnikov-na-urokah-matematiki-1 (дата обращения: 24.09.2024).

Ногаева С.З. Функциональная грамотность - основное направление повышения качества образования //

Science

Time

. 2022. №8 (104). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnaya-gramotnost-osnovnoe-napravlenie-povysheniya-kachestva-obrazovaniya (дата обращения: 24.09.2024).

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×