СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДОУ
Варава Надежда Сергеевна, инструктор по физической культуре
МБДОУ детский сад комбинированного вида №7 "Сказка" поселка Мостовского муниципального образования Мостовский район
Аннотация: Статья посвящена внедрению и использованию современных здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физической культуре в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Рассматриваются основные подходы к физическому воспитанию, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, а также способы повышения их физической активности. Особое внимание уделено роли инструктора в создании благоприятной оздоровительной среды для гармоничного развития ребенка.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, физическая культура, дошкольники, ДОУ, физическое воспитание, здоровье, оздоровительные программы.
В современных условиях работа инструктора по физической культуре в дошкольных образовательных учреждениях приобретает особое значение. В связи с ростом заболеваемости среди детей, снижением уровня физической активности и увеличением времени, проводимого за экранами, главной задачей становится формирование у детей привычки к здоровому образу жизни. В этом контексте важную роль играют здоровьесберегающие технологии, которые направлены не только на развитие двигательных навыков, но и на поддержание и укрепление здоровья.
Здоровьесберегающие технологии — это комплекс мер и методик, направленных на создание безопасной и здоровой образовательной среды, обеспечение полноценного физического, психологического и социального развития ребенка. В работе инструктора по физической культуре эти технологии включают организацию двигательной активности, создание оптимальных условий для занятий, внедрение инновационных методик оздоровления и профилактики заболеваний.
Одним из ключевых элементов здоровьесберегающих технологий является индивидуальный подход к каждому ребенку. Дети в дошкольном возрасте имеют разные уровни физической подготовки, особенности здоровья и темперамента. Поэтому важно учитывать физическое состояние каждого ребенка при планировании и проведении занятий. Инструктору необходимо адаптировать упражнения и нагрузки таким образом, чтобы они способствовали развитию ребенка, но при этом не вызывали переутомления или стресса. Регулярный мониторинг физического состояния детей помогает корректировать программу и создавать условия для их гармоничного развития.
Игровая форма занятий остается одним из самых эффективных инструментов для вовлечения детей в физическую активность. Использование игровых элементов в упражнениях повышает мотивацию дошкольников, помогает сделать занятия интересными и динамичными. Например, игры с элементами бега, прыжков и метаний способствуют развитию крупной моторики и координации, а упражнения с мячами и спортивными снарядами — развитию ловкости и силы. Важно, чтобы занятия были построены таким образом, чтобы дети не просто выполняли физические действия, а были вовлечены в процесс игры, что стимулирует их интерес к физической активности и формирует позитивное отношение к спорту.
Для успешной реализации здоровьесберегающих технологий большое значение имеет организация двигательной активности в течение всего дня. Помимо основных занятий физкультурой, необходимо предусматривать различные формы двигательной активности, такие как утренняя гимнастика, подвижные игры на прогулке, физкультминутки и динамические паузы между занятиями. Это позволяет не только повысить уровень физической активности детей, но и улучшить их эмоциональное состояние, снимая напряжение и усталость. Инструктор по физической культуре может оказывать консультационную поддержку воспитателям и педагогам, помогая им внедрять эти элементы в повседневную образовательную практику.
Одной из эффективных методик, направленных на сохранение и укрепление здоровья дошкольников, является дыхательная гимнастика. Она помогает улучшить работу дыхательной системы, нормализовать сердечно-сосудистую деятельность и повысить общую выносливость организма. Применение дыхательных упражнений в сочетании с физическими нагрузками положительно сказывается на состоянии детей, укрепляет их иммунитет и снижает риск возникновения простудных заболеваний. Такие упражнения можно легко интегрировать в повседневные занятия, делая их неотъемлемой частью оздоровительной программы.
Еще одним важным аспектом здоровьесберегающих технологий является работа с психоэмоциональным состоянием детей. Современные дети часто испытывают стрессы, которые могут негативно сказаться на их общем здоровье. Физическая культура, помимо улучшения физической формы, должна способствовать гармоничному развитию личности ребенка, помогая ему справляться с эмоциональными трудностями. В этом отношении методы релаксации, такие как медитации, упражнения на расслабление мышц, игры на координацию и внимание, способствуют снятию напряжения, улучшают концентрацию и эмоциональный фон ребенка.
Необходимо также уделять внимание соблюдению гигиенических и санитарных норм в процессе проведения занятий. Чистота воздуха в спортивном зале, соблюдение температурного режима, правильная организация освещения — все это влияет на комфорт и безопасность детей во время занятий. Инструктор по физической культуре должен следить за тем, чтобы оборудование и инвентарь были в надлежащем состоянии, а пространство для занятий соответствовало всем нормам и требованиям.
Важной составляющей успешной работы по внедрению здоровьесберегающих технологий является взаимодействие с родителями. Совместные мероприятия, спортивные праздники и консультации по вопросам физического воспитания помогают родителям лучше понимать значение физической активности для здоровья их детей. Взаимодействие с родителями позволяет формировать единый подход к воспитанию здорового образа жизни, как в ДОУ, так и дома. Это содействует созданию системы поддержки, которая обеспечивает ребенку комфортную и здоровую среду для развития.
Подводя итоги, можно сказать, что современные здоровьесберегающие технологии являются важнейшим элементом работы инструктора по физической культуре в ДОУ. Они помогают формировать у детей устойчивые навыки здорового образа жизни, развивать их физические и психоэмоциональные способности, а также создавать условия для гармоничного и безопасного развития. Инструктору по физической культуре важно не только внедрять новые методики и подходы, но и формировать у детей позитивное отношение к физической активности, делая её неотъемлемой частью их повседневной жизни.
Список литературы
Васильева Т.В., Прибыткова Ю.О.,
Карнакова
Л.В.
Здоровьесбережение
как необходимый фактор формирования образовательного процесса в современных условиях // Современные инновации. 2016. №1 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberezhenie-kak-neobhodimyy-faktor-formirovaniya-obrazovatelnogo-protsessa-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 25.09.2024).
Лихошерстов, А. В. Использование здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физкультуре ДОО с детьми ограниченными
возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС ДО / А. В. Лихошерстов, С. В. Денисенко, Е. И. Стародубцев, В. Р.
Резанова
. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 196-199. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97521/ (дата обращения: 25.09.2024).
Сайфиева
С.С. Здоровье дошкольника и здоровьесберегающие технологии // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста».
2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdorovie-doshkolnika-i-zdoroviesberegayuschie-tehnologii-1
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат