ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ДОУ КАК ЭФФЕКТИВНОГО СРЕДСТВА ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
Варава Надежда Сергеевна, инструктор по физической культуре
МБДОУ детский сад комбинированного вида №7 "Сказка" поселка Мостовского муниципального образования Мостовский район
Аннотация: Статья посвящена вопросам использования нестандартного физкультурного оборудования в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) для формирования у детей интереса к физической активности и здоровому образу жизни. Автор рассматривает преимущества применения нестандартных средств в игровой и обучающей деятельности, а также их роль в развитии моторики, координации и творческих способностей дошкольников. Особое внимание уделено важности создания позитивной и увлекательной физической среды для детей, что способствует их оздоровлению и физическому развитию.
Ключевые слова: нестандартное физкультурное оборудование, ДОУ, дошкольники, здоровый образ жизни, физическая культура, моторика, координация, игровые занятия.
Физическое развитие детей дошкольного возраста играет ключевую роль в формировании их здоровья и гармоничного роста. Одной из главных задач инструктора по физической культуре в дошкольных образовательных учреждениях является приобщение детей к регулярной физической активности и формирование у них интереса к здоровому образу жизни. В этом контексте использование нестандартного физкультурного оборудования становится эффективным и увлекательным средством, способным разнообразить занятия и повысить мотивацию детей к участию в физических упражнениях.
Нестандартное физкультурное оборудование включает в себя широкий спектр приспособлений, которые не входят в традиционный инвентарь для физкультуры, но при этом эффективно стимулируют двигательную активность и поддерживают интерес детей. К таким средствам можно отнести модули из мягких материалов, нестандартные снаряды для бросков, балансировочные дорожки, туннели для лазания, разноцветные маты, сенсорные дорожки и другие элементы, которые можно адаптировать под возрастные особенности и интересы дошкольников.
Главное преимущество использования нестандартного оборудования заключается в том, что оно позволяет проводить занятия в игровой форме, что особенно важно для дошкольников. Игра — естественная форма активности для детей, через которую они познают мир, развивают свои физические и психические способности. Физкультурные занятия, построенные на игре, обеспечивают эмоциональное вовлечение, повышают мотивацию и делают процесс освоения двигательных навыков более увлекательным и продуктивным. Например, игры с нестандартными мячами различных форм и размеров развивают у детей ловкость и координацию, а использование мягких модулей и туннелей помогает развить пространственное восприятие и силу.
Важной задачей инструктора является создание такой физической среды, в которой дети могли бы проявлять свои творческие способности. Нестандартное оборудование открывает новые возможности для организации занятий, где ребенок может не просто следовать инструкциям, но и проявлять инициативу, придумывать собственные упражнения и движения. Например, балансировочные дорожки могут использоваться не только для тренировки координации, но и для создания целых игровых сюжетов, где дети проходят через воображаемые препятствия. Это позволяет включить в процесс не только физические, но и когнитивные аспекты развития, стимулируя у детей воображение и творческое мышление.
Кроме того, нестандартное оборудование помогает развивать у дошкольников крупную и мелкую моторику. Упражнения с различными предметами разного веса, размера и фактуры улучшают чувствительность и координацию движений, что особенно важно для подготовки к школьной жизни. Например, игры с сенсорными дорожками, где дети наступают на поверхности с различными текстурами, стимулируют развитие чувствительности стоп и мелкой моторики, а броски мячей разного веса и формы — точность и координацию движений рук.
Также важно отметить, что использование нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ позволяет решать задачи по укреплению здоровья и профилактике различных заболеваний. Подвижные игры с использованием модуляционных элементов активизируют работу сердечно-сосудистой системы, улучшая общее физическое состояние детей. Кроме того, занятия с использованием таких элементов помогают снизить уровень стресса, повысить настроение и эмоциональный фон, что положительно сказывается на психоэмоциональном здоровье дошкольников.
Немаловажную роль играет и развитие социальной компетентности у детей через совместные занятия с нестандартным оборудованием. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, договариваться, работать в команде, что способствует развитию навыков общения и сотрудничества. Например, игры с крупными модульными конструкциями требуют совместных усилий для выполнения задания, что помогает детям лучше понимать роль каждого участника и учиться уважать мнение других. Такое взаимодействие в игровой форме формирует у дошкольников основы коммуникативных навыков, которые важны для дальнейшего обучения в школе и в жизни.
Одним из важных аспектов использования нестандартного оборудования является его безопасность. Инструктору по физической культуре необходимо тщательно следить за состоянием используемых материалов, чтобы они были качественными, прочными и безопасными для детей. Также необходимо обучать детей правильному обращению с оборудованием, чтобы минимизировать риск травм. Регулярные проверки и замена оборудования помогают поддерживать высокий уровень безопасности на занятиях, что создает для детей комфортную и безопасную среду для физического развития.
Родители играют важную роль в формировании интереса ребенка к физической активности. Совместные спортивные праздники, занятия с родителями, а также информирование о пользе использования нестандартного физкультурного оборудования помогают сделать процесс физического воспитания частью повседневной жизни ребенка. Взаимодействие с семьей способствует тому, что ребенок получает поддержку как в детском саду, так и дома, что значительно повышает эффективность формирования привычки к здоровому образу жизни.
Таким образом, использование нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ является эффективным средством приобщения детей дошкольного возраста к физической активности и здоровому образу жизни. Оно позволяет разнообразить занятия, сделать их более увлекательными и продуктивными, способствует развитию моторики, координации, творческих способностей и коммуникативных навыков. Инструктор по физической культуре, применяя такие средства, создает благоприятную физическую среду для детей, что положительно сказывается на их общем развитии и здоровье.
Список литературы
Артышко
С. В. Применение нестандартного оборудования на занятиях физической культурой у детей дошкольного возраста //Наука и
образование на российском Дальнем Востоке: современное состояние и перспективы развития. — 2016. — С. 83–86.
Леонова, Е. А. Значение нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками / Е. А. Леонова. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 40 (382). — С. 206-208. — URL: https://moluch.ru/archive/382/84337/ (дата обращения: 25.09.2024).
Ременникова Ю. С.,
Заярнюк
А. Н., Сальникова Н. П. Эффективное использование нестандар
тного оборудования для развития двигательной активности детей в системе физического воспитания //
European
Scientific
Conference
. — 2020. — С. 244–247.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат