ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ СОГЛАСНО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС ДО
Литвинова Оксана Валериевна, инструктор по физической культуре
ГБОУ "Школа №1590 имени Героя Советского Союза В.В. Колесника"
Аннотация: В статье рассматриваются современные инновационные технологии, применяемые в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Описаны ключевые подходы, направленные на гармоничное физическое развитие детей и укрепление их здоровья. Особое внимание уделено внедрению игровых технологий, информационно-коммуникационных средств и нестандартного оборудования в образовательный процесс.
Ключевые слова: инновационные технологии, физкультурно-оздоровительная работа, дошкольники, ФГОС ДО, физическое развитие, здоровье, информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии.
Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками является неотъемлемой частью общего образовательного процесса и нацелена на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие ребенка. Согласно требованиям ФГОС ДО, физическое развитие дошкольников должно осуществляться через создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, повышению уровня физической подготовки и развитию двигательных навыков. Важную роль в достижении этих целей играют инновационные технологии, которые активно внедряются в образовательный процесс и помогают повысить его эффективность.
Одной из ключевых инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми является использование игровых методик. Игра — это основная деятельность дошкольника, через которую ребенок познает мир и развивается как физически, так и интеллектуально. Включение в занятия игровых технологий способствует повышению интереса детей к физической активности, формированию у них положительной мотивации к здоровому образу жизни. Игры с элементами соревнования развивают у детей ловкость, быстроту, координацию движений, а также учат работать в команде и соблюдать правила. Применение игр с использованием нестандартного физкультурного оборудования, таких как модули для ползания, мягкие мячики, фитболы, стимулирует креативность и создает разнообразные двигательные задачи для детей.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) также активно внедряются в физкультурно-оздоровительную работу с дошкольниками. Одним из примеров является использование интерактивных комплексов и программ, которые помогают создать на занятиях мультимедийную поддержку. Например, использование интерактивных экранов и проекторов позволяет визуализировать задания, добавляя к ним элементы анимации или звукового сопровождения, что делает процесс более увлекательным и понятным для детей. Виртуальные тренажеры и программы могут быть использованы для моделирования физических упражнений и игровых ситуаций, что расширяет возможности инструктора в обучении детей новым движениям и их вариациям.
Согласно требованиям ФГОС ДО, физическое развитие дошкольников должно обеспечиваться в условиях, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья детей, а также развитию их двигательных навыков. Важно, чтобы физкультурные занятия проводились в соответствии с возрастными особенностями детей и включали разнообразные формы двигательной активности. Здесь на помощь приходят современные технологии мониторинга и анализа физической активности, которые позволяют оценивать уровень физической подготовки каждого ребенка. Использование таких технологий помогает индивидуализировать подход к каждому ребенку и корректировать физическую нагрузку в зависимости от его возможностей.
Нестандартное физкультурное оборудование также является важной частью инновационного подхода в физкультурно-оздоровительной работе. Такие средства, как фитболы, балансировочные платформы, игровые туннели и спортивные модули, позволяют значительно расширить арсенал упражнений и сделать занятия более разнообразными и интересными. Кроме того, работа с нестандартным оборудованием развивает у детей координацию движений, силу, гибкость и баланс. Важным аспектом является использование оборудования не только на занятиях, но и в свободной деятельности детей, что способствует формированию у них самостоятельного интереса к физической активности.
Одной из задач, обозначенных ФГОС ДО, является формирование у детей основ здорового образа жизни, что предполагает не только физическое развитие, но и воспитание у детей ответственности за собственное здоровье. Инновационные технологии играют важную роль в реализации этой задачи. Например, использование мультимедийных материалов и интерактивных игр помогает детям узнать больше о пользе физической активности, правильном питании и здоровых привычках. Занятия с элементами самомассажа или дыхательных упражнений, которые также входят в физкультурно-оздоровительную работу, могут проводиться с использованием видеоматериалов или интерактивных презентаций, что делает процесс более увлекательным и доступным для восприятия.
Инструктор по физической культуре в условиях внедрения инновационных технологий становится не просто проводником двигательной активности, но и организатором образовательного процесса, который учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка и создает условия для его всестороннего развития. Важно, чтобы инструктор обладал навыками работы с современными технологическими средствами, умел интегрировать их в образовательный процесс и делать занятия не только полезными, но и интересными для детей.
Одним из важнейших факторов успешного применения инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе является сотрудничество с родителями. Инструктор должен информировать родителей о новых подходах и технологиях, которые используются в ДОУ, и вовлекать их в процесс физического воспитания детей. Например, можно организовывать совместные физкультурные мероприятия с родителями, использовать мобильные приложения для мониторинга физической активности ребенка дома или предлагать интерактивные упражнения для совместного выполнения в семье.
Таким образом, инновационные технологии в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками позволяют значительно повысить эффективность образовательного процесса, делают его более интересным и доступным для детей. Внедрение игровых технологий, ИКТ, а также использование нестандартного оборудования способствует всестороннему физическому развитию ребенка, формированию у него мотивации к физической активности и здоровому образу жизни. Инструктор по физической культуре играет ключевую роль в организации таких занятий и должен обладать необходимыми навыками для эффективного использования инновационных подходов в своей работе. Важно помнить, что здоровье и физическое развитие дошкольников — это основа их будущего благополучия, и физкультурно-оздоровительная работа должна способствовать созданию условий для гармоничного роста и развития каждого ребенка.
Список литературы
Лукьянова Л.М., Малахова А.Р. Использование инновационных технологий физической культуры и спорта в дошкольных образовательных учреждения // Наука-2020. 2022. №3 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-innovatsionnyh-tehnologiy-fizicheskoy-kultury-i-sporta-v-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniya (дата обращения: 25.09.2024).
Ничепай
О. Н. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду /
/
Педагогическая наука и практика.
2017. № 2.
С
. 73-77. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-zdoroviesberegayuschie-tehnologii-ispolzuemye-v-detskom-sadu
Хомутова Е.В., Лемякина В.А. Инновационные физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании // Наука-2020. 2019. №1 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-fizkulturno-ozdorovitelnye-tehn
ologii-v-doshkolnom-obrazovanii (дата обращения: 25.09.2024).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат