ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
Изосимова Анастасия Андреевна, педагог-психолог
МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №17»
Забайкальский край
Аннотация. В статье рассмотрены особенности психологической диагностики детей раннего возраста в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Подчеркивается важность раннего выявления и оценки психического развития детей для создания условий для их гармоничного развития. Описаны методы и принципы диагностики, а также роль педагога-психолога в процессе диагностики и последующего сопровождения ребенка. Представлены основные аспекты диагностики различных сфер развития (эмоциональной, когнитивной, социальной), а также роль взаимодействия с родителями в этом процессе.
Ключевые слова: психологическая диагностика, ранний возраст, ФГОС ДО, психическое развитие, дошкольное образование, педагог-психолог, развитие ребенка, методы диагностики, взаимодействие с родителями.
Психологическая диагностика детей раннего возраста играет важную роль в дошкольном образовании, поскольку именно в этот период закладываются основы психического и личностного развития ребенка. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), одной из приоритетных задач является обеспечение условий для индивидуального развития детей и профилактика возможных отклонений. Педагог-психолог в детском саду выступает ключевой фигурой в процессе диагностики, помогая своевременно выявить особенности развития каждого ребенка и разработать индивидуальные программы сопровождения.
Психологическая диагностика — это процесс изучения психического развития ребенка с целью выявления как нормальных, так и отклоняющихся проявлений. Для детей раннего возраста это особенно важно, так как на ранних этапах жизненного пути происходит формирование базовых психических функций, таких как восприятие, внимание, память, а также эмоционально-волевой и социально-коммуникативной сферы.
Задачи психологической диагностики:
Основные задачи психологической диагностики детей раннего возраста включают:
- Оценку уровня психического развития ребенка с точки зрения соответствия возрастным нормам.
- Выявление отклонений в эмоциональном, когнитивном, речевом, моторном и социальном развитии.
- Разработку рекомендаций для педагогов и родителей по созданию оптимальных условий для развития ребенка.
- Профилактику трудностей развития и своевременное вмешательство при обнаружении отклонений.
При проведении диагностики детей раннего возраста необходимо учитывать следующие принципы:
1. Индивидуальный подход. Каждый ребенок уникален, поэтому диагностика должна учитывать его индивидуальные особенности, интересы и потребности.
2. Комплексность. Диагностика должна охватывать все аспекты психического развития: когнитивную, эмоциональную, волевую и социальную сферы.
3. Наблюдение в естественной среде. Для детей раннего возраста важен контекст, в котором они находятся, поэтому наблюдение за ребенком должно проводиться в привычных для него условиях — в игре, общении с ровесниками и взрослыми.
4. Неинвазивность и безоценочность. Диагностические процедуры не должны вызывать у ребенка стресса или дискомфорта. Оценка должна быть позитивной и направленной на развитие.
ФГОС ДО регламентирует образовательный процесс и устанавливает обязательные требования к организации работы с детьми дошкольного возраста, включая проведение диагностики. Важным элементом ФГОС ДО является акцент на индивидуальный подход и обеспечение равных возможностей для всех детей, независимо от уровня их развития.
ФГОС ДО подчеркивает значимость психолого-педагогического сопровождения детей и необходимость регулярной диагностики для выявления уровня их развития. Основными задачами диагностики в рамках ФГОС ДО являются:
- Оценка динамики психического развития ребенка и его готовности к обучению.
- Своевременное выявление детей, нуждающихся в дополнительной помощи или корректирующем развитии.
- Создание условий для индивидуального развития каждого ребенка с учетом его возможностей.
Согласно ФГОС ДО, диагностика должна быть направлена не на оценку успеваемости ребенка, а на определение его личностных и возрастных особенностей. Это означает, что диагностические процедуры должны быть максимально адаптированы под возрастные и психологические особенности детей раннего возраста. Важно, чтобы диагностика не вызывала тревоги или стресса у ребенка, а, наоборот, помогала педагогу-психологу лучше понять внутренний мир и состояние ребенка.
Психологическая диагностика детей раннего возраста требует использования специфических методов, которые позволят объективно оценить развитие ребенка без применения сложных или стрессовых для него процедур.
1. Наблюдение
Одним из наиболее эффективных методов диагностики детей раннего возраста является наблюдение за ребенком в естественных условиях. Это позволяет педагогу-психологу получить достоверные данные о том, как ребенок взаимодействует с окружающими, какие формы поведения для него характерны, как он реагирует на стрессовые ситуации и новые условия.
Основные аспекты наблюдения:
- Как ребенок взаимодействует с другими детьми и взрослыми.
- Каковы его эмоции и поведение в разных ситуациях (игра, прием пищи, общение).
- Насколько ребенок активен и проявляет интерес к происходящему вокруг.
Диагностические игры и игровые методы
Игра — это естественная форма деятельности для детей раннего возраста, поэтому диагностические игры позволяют получить важную информацию о развитии ребенка. С помощью игры можно оценить такие аспекты, как:
- Когнитивное развитие (развитие мышления, памяти, внимания).
- Развитие речи (способность понимать речь, высказывать свои мысли).
- Социальное развитие (умение взаимодействовать с другими детьми, принимать правила игры).
Игровые методы диагностики позволяют создать благоприятные условия для оценки психического развития ребенка, так как они воспринимаются детьми как естественная деятельность.
Проективные методики
Для детей раннего возраста могут использоваться и проективные методики, которые помогают выявить эмоциональное состояние ребенка, его отношение к окружающему миру и людям. Одним из таких методов является рисование. Анализ детских рисунков позволяет оценить, как ребенок воспринимает свою семью, детский сад и мир вокруг него. Проективные методики могут быть полезны для диагностики тревожности, страхов или других эмоциональных состояний.
Анкетирование и беседы с родителями
Важным источником информации о ребенке является мнение родителей. Анкетирование и беседы с родителями помогают педагогу-психологу получить дополнительные данные о поведении и развитии ребенка в домашней среде. Родители могут рассказать о том, какие трудности возникают в общении с ребенком, как он проявляет свои эмоции, какие изменения происходят в его поведении.
Роль педагога-психолога в процессе диагностики и последующего сопровождения
Педагог-психолог играет ключевую роль в организации и проведении психологической диагностики детей раннего возраста. Его задачи включают не только проведение диагностики, но и анализ полученных данных, разработку рекомендаций и сопровождение ребенка на всех этапах его развития.
1. Анализ результатов диагностики
После проведения диагностики педагог-психолог должен проанализировать полученные данные, чтобы определить сильные и слабые стороны развития ребенка. Это позволит понять, нуждается ли ребенок в дополнительной помощи, и если да, то в какой форме.
2. Индивидуальное сопровождение ребенка
На основе результатов диагностики педагог-психолог разрабатывает индивидуальные программы сопровождения для каждого ребенка. Эти программы включают рекомендации для педагогов и родителей, а также специальные занятия или упражнения, направленные на развитие определенных навыков и функций ребенка.
3. Взаимодействие с родителями
Психологическое сопровождение ребенка невозможно без активного участия родителей. Важно, чтобы родители были информированы о результатах диагностики и понимали, как они могут помочь своему ребенку в его развитии. Педагог-психолог должен наладить тесное взаимодействие с семьей, проводить регулярные консультации и обсуждения.
В заключение можно отметить, что психологическая диагностика детей раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО — это важный элемент образовательного процесса, направленный на выявление особенностей развития каждого ребенка и создание условий для его гармоничного и всестороннего развития. Педагог-психолог играет ключевую роль в организации диагностики, взаимодействии с родителями и создании индивидуальных программ сопровождения.
Список литература
1.Бухарова, И. С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста : учебное пособие для среднего профессионального образования / И. С. Бухарова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.
2.Поликарпова, Е. Д. Диагностическое направление деятельности педагога-психолога в ДОУ / Е. Д. Поликарпова, А. С. Аллахвердян. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 1.1 (11.1). — С. 20-22.
3.Хабарова, О. Г. Диагностика в дошкольном образовательном учреждении / О. Г. Хабарова. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 8-13.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат