Формирование личных и предметных результатов в процессе реализации программы по учебному предмету «Основы социальной жизни»
Аннотация
Основы социальной жизни, как предмет обучения, направлен на практическую подготовку учащихся специальной общеобразовательной школы к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих приобретению бытового опыта и социальной адаптации школьников и повышению уровня их общего развития. Поэтому одно из центральных мест в решении данной проблемы относится именно к урокам Основы социальной жизни.
Усовершенствование специального образования связано с новым пониманием личностного становления умственно отсталых детей, с новым отношением общества к их социализации и интеграции в общество. Понимание компенсации и коррекции, социальной адаптации рассматривается как развитие сохраненного чувственного восприятия, формирования новых механизмов познания и овладения знаниями, взаимодействия со взрослыми, речевой и коммуникативной деятельности, двигательной активности, стимулирования положительных эмоций.
Основы социальной жизни - это цель и пути, к которым нужно идти в повседневной жизни и строить отношения в обществе.
Включение детей и подростков с недостатками умственного развития в социальную среду, успешное функционирование их в условиях другого окружения невозможно без предварительного специального коррекционно-воспитательного воздействия.
Основы социальной жизни, как предмет обучения, направлен на практическую подготовку учащихся специальной школы к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации и повышению уровня общего развития учащихся.
Задачами Основ социальной жизни является формирование навыков жизненной и социальной компетентности. Это выполнение норм и правил культурного поведения в обществе, семье, дружеских отношениях. Решение жизненно-необходимых бытовых вопросов: уход за жильем, одеждой, питанием, лечением. Формирование навыков социальной компетентности осуществляется в процессе овладения элементами правовой культуры. Моделирование личностных компетентностей заложено в формировании здорового образа жизни, организации и проведении содержательного досуга.
На занятиях ОСЖ у детей систематически формируются и совершенствуются необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей действительности. Учащихся знакомят с теми предприятиями и учреждениями, куда они обратятся для решения разных жизненно необходимых вопросов. Большое значение имеет изучение раздела по формированию умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, транспорта, медицинской помощи. Кроме решения бытовых вопросов занятия по социально-бытовому ориентированию способствуют выработке навыков общения с людьми, усвоению морально-нравственных норм поведения.
Основные формы обучения основам социальной жизни – урок и экскурсия. На уроке большое внимание уделяется практической работе и упражнениям. Как метод обучения наиболее широко используется сюжетно-ролевая игра или моделирование реальных ситуаций, демонстрация обучающих кинофильмов, разных наглядных средств обучения.
Изучение предмета основ социальной жизни в специальной школе тесно связано с другими предметами общеобразовательного курса: русским языком, математикой, географией, профильным трудом. При этом умственное развитие детей происходит более успешно, ведь цельность и системность знаний достигают цели только в условиях использования межпредметных связей, формирования у учащихся обобщенных знаний и умений.
Безусловно, на уроках ОСЖ нужно уделять внимание развитию речи учащихся. Учитель должен формировать и развивать умение последовательно выражать свои мысли, правильно формулировали фразы, выстраивали аргументы и выводы, развивать диалогическую речь.
Каждый предмет, излагаемый в школе, имеет определенный объем теоретических сведений и свою логику изложения материала. И наиболее естественно в специальной школе переплетаются задачи основ социальной жизни и математики. Именно на уроках СПО учащиеся выполняют задачи, связанные с умением считать бюджет семьи, осуществлять вычисление коммунальных услуг, измерять площадь квартиры по проведению ремонта, размещать предметы быта, выполнять вычислительные операции по выполнению рецепта блюд, лекарств, замерять температуру.
Профильный труд в специальной школе имеет значительные возможности подготовки умственно отсталых учащихся к самостоятельной жизни.
Следовательно, исходя из этого, межпредметные связи выступают важным условием комплексного подхода к обучению школьников и как дидактическое обеспечение эффективности учебно-воспитательного процесса и как одно из направлений развития интеллектуальных и физических возможностей умственно отсталых детей.
Список использованных источников:
1. Веретенников И.В. Методика коррекционно-развивающей работы: Социально-бытовое ориентирование, М., 2000 год.
2. Воронкова В.В. «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида»: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова/.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006 год – 247 с.
3. Воронкова В.В. «Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе» Школа-Пресс, 1994 год.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат