Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

"Дисграфия и дислексия у младших школьников: причины возникновения и методы коррекции". Работа №71032

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
"Дисграфия и дислексия у младших школьников: причины возникновения и методы коррекции"
Работа:
ДИСГРАФИЯ И ДИСЛЕКСИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ
Ляшенко Марина Валентиновна, учитель-логопед
Государственное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №147 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Аннотация: Дисграфия и дислексия — распространенные нарушения письменной речи у младших школьников, требующие внимания логопедов и педагогов. Эти расстройства могут значительно повлиять на учебную деятельность и самооценку детей. В статье рассматриваются причины возникновения дисграфии и дислексии, их основные проявления и методы коррекции. Приведены примеры упражнений и игр, которые могут быть использованы на занятиях для поддержки детей с этими нарушениями.
Ключевые слова: дисграфия, дислексия, младшие школьники, коррекция, логопедические методы, причины возникновения, упражнения.
В современном образовательном процессе важное значение приобретает письменная речь, и, соответственно, ее нарушения, такие как дисграфия и дислексия, становятся актуальными для педагогов и логопедов. Эти расстройства не только затрудняют процесс обучения, но и могут негативно сказаться на самооценке и эмоциональном состоянии детей. Поэтому важно понимать причины возникновения этих нарушений и применять эффективные методы их коррекции.
Дисграфия представляет собой специфическое нарушение письменной речи, которое проявляется в трудностях с написанием слов и предложений. Основные симптомы дисграфии могут включать пропуски, замены и перестановки букв в словах, а также неправильное написание слов с учетом их фонетической структуры. Дислексия, в свою очередь, характеризуется нарушением процесса чтения, что также может оказать влияние на уровень письменной речи. Дети с дислексией часто путают буквы, неправильно читают слова или испытывают трудности с восприятием написанного текста.
Одной из причин возникновения дисграфии и дислексии является недостаточное развитие фонематического восприятия. Дети могут не различать звуки, что затрудняет понимание структуры слова. Например, ребенок может слышать слово "кот" и не осознавать, что оно состоит из трех фонем: [к], [о], [т]. Это приводит к проблемам в написании и чтении. Кроме того, низкий уровень развития слуховой памяти также может стать причиной трудностей с запоминанием написанного и прочитанного.
Еще одной причиной нарушений является слабое развитие графомоторных навыков. Это может проявляться в недостаточной координации движений руки, что затрудняет процесс письма. Ребенок может испытывать трудности при написании букв и цифр, что ведет к неразборчивости почерка. Часто наблюдаются также проблемы с темпом и ритмом письма, когда дети пишут слишком быстро или, наоборот, слишком медленно.
Психологические факторы также играют значительную роль в возникновении дисграфии и дислексии. Страх перед ошибками, низкая самооценка и повышенная тревожность могут препятствовать нормальному процессу обучения. Дети, испытывающие трудности в учебе, часто становятся замкнутыми и теряют интерес к занятиям. Поэтому важно создать поддерживающую и мотивирующую атмосферу, где ребенок сможет чувствовать себя уверенно.
Коррекция дисграфии и дислексии требует комплексного подхода, включающего как диагностику, так и специфические методы работы с детьми. Важным этапом коррекционного процесса является выявление конкретных трудностей каждого ребенка. Для этого можно использовать различные тесты и методики, которые помогут определить уровень развития фонематического восприятия, графомоторных навыков и читательских умений. Например, анализ письменных работ ребенка может помочь выявить характерные ошибки и определить направления работы.
Одним из эффективных методов коррекции дисграфии и дислексии является использование игровых форм обучения. Игры помогают снизить уровень тревожности и повысить мотивацию к занятиям. Например, можно проводить занятия в форме викторины, где дети должны быстро и правильно написать слова, отвечая на вопросы. Это развивает не только навыки письма, но и внимательность, мышление и память.
Для работы над фонематическим восприятием полезны слуховые упражнения, которые могут включать игры на распознавание звуков в словах, такие как "Что лишнее?" или "Угадай звук". Эти упражнения помогают детям лучше понимать структуру слов и учат различать звуки. Важно делать акцент на упражнениях, направленных на развитие фонематического слуха и осознание звуковой структуры слова.
Развитие графомоторных навыков можно осуществлять через различные практические задания. Например, рисование по точкам, раскрашивание, выполнение графических заданий на доске. Такие упражнения помогают укрепить мышцы руки и развить координацию движений, что способствует улучшению почерка. Также можно использовать специальные тетради для тренировки письма, где дети учатся писать буквы и цифры по образцу.
Работа с текстами также играет важную роль в коррекции дисграфии и дислексии. Чтение книг и пересказ прочитанного помогают развить не только навыки чтения, но и письменную речь. Логопед может предложить детям написать небольшие сочинения или вести дневник, что позволит им практиковать написание в более свободной форме. Регулярные занятия по пересказу прочитанного помогают укрепить понимание текста и улучшают навыки письменной речи.
Не менее важным аспектом является создание позитивной атмосферы на занятиях. Обратная связь должна быть конструктивной и поддерживающей. Важно подчеркивать успехи детей и поддерживать их мотивацию. Родители также могут играть значительную роль в процессе коррекции, создавая благоприятную языковую среду дома. Совместное чтение книг, обсуждение прочитанного и выполнение домашних заданий могут значительно облегчить процесс обучения.
Психологическая поддержка детей с дисграфией и дислексией является важным компонентом коррекции. Это может включать в себя занятия по развитию уверенности в себе, обучению методам снятия стресса и управлению эмоциями. Дети должны понимать, что ошибки — это часть обучения, и важно учиться на них, а не бояться их.
Таким образом, работа по коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников требует комплексного подхода, включающего диагностику, разнообразные методы работы и активное взаимодействие с родителями. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и поэтому подходы к коррекции должны быть индивидуализированными. Четкое понимание причин возникновения этих нарушений и использование эффективных методик поможет детям не только преодолеть трудности, но и развить уверенность в себе и своих способностях. Таким образом, работа логопеда и педагогов играет ключевую роль в успешном обучении и социализации детей с дисграфией и дислексией, обеспечивая им поддержку и необходимые знания для дальнейшего развития.
Список литературы
Дорофеева С.В. Лингвистические аспекты коррекции дислексии и дисграфии: опыт успешного применения комплексного подхода // Вопросы психолингвистики. 2017. №3 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvisticheskie-aspekty-korrektsii-disleksii-i-disgrafii-opyt-uspeshnogo-primeneniya-kompleksnogo-podhoda
Китаева Н.Н., Николаева И.А. Современный подход к коррекции дислексии у учащихся общеобразовательных школ // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-podhod-k-korrektsii-disleksii-u-uchaschihsya-obscheobrazovatelnyh-shkol
Штерц О.М. Когнитивные процессы у детей с дислексией и дисграфией // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №71-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnye-protsessy-u-detey-s-disleksiey-i-disgrafiey
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×