Способы формирования коммуникативных компетенций обучающихся на уроках русского языка
Семочкина Мария Николаевна, учитель русского языка и литературы
МБОУ - Криводановская СШ №22
Новосибирского района Новосибирской области
Аннотация. Статья посвящена методам и подходам формирования коммуникативных компетенций обучающихся на уроках русского языка. В ней рассматриваются ключевые аспекты, способствующие развитию навыков общения, слушания и чтения, а также умения выражать свои мысли. Освещаются различные подходы и практические примеры, которые помогают учителям создать эффективную образовательную среду. Подчеркивается важность интеграции коммуникативных технологий и активных методов обучения, а также роли учителя как модератора и организатора учебного процесса.
Ключевые слова: коммуникативные компетенции, русский язык, методы обучения, активные формы, интеграция технологий.
В современном образовательном процессе формирование коммуникативных компетенций является одной из главных задач, стоящих перед учителями русского языка. Коммуникативная компетенция охватывает не только языковые навыки, но и умение взаимодействовать с окружающими, формулировать свои мысли и адекватно воспринимать информацию. Для успешного формирования данных компетенций важно использовать разнообразные методы и подходы, которые помогают учащимся развивать свои навыки в различных ситуациях. На уроках русского языка необходимо создать условия для активного общения, позволяющего студентам тренировать свои умения и навыки в реальных жизненных ситуациях. Одним из наиболее эффективных методов является работа в группах и парах. Такая организация работы способствует развитию навыков сотрудничества, позволяя ученикам обмениваться мнениями, аргументировать свои взгляды и строить диалог. Например, можно предложить учащимся подготовить совместное выступление на заданную тему, в котором они должны будут не только выразить свои мысли, но и обсудить и обосновать их. Это активизирует процесс общения и развивает критическое мышление, так как ученики вынуждены обосновывать свою точку зрения и слушать аргументы других.
Еще одним эффективным способом формирования коммуникативных компетенций является использование ролевых игр. Ролевые игры позволяют учащимся не только погрузиться в контекст общения, но и практиковать язык в различных ситуациях. Например, в рамках урока можно разыграть сцену из жизни, в которой учащиеся будут выполнять различные роли – от клиента в магазине до представителя компании. Это не только делает уроки более интересными, но и способствует лучшему усвоению языкового материала. При этом учитель может заранее подготовить сценарий, который будет включать определенные фразы и выражения, необходимые для выполнения задания. Это поможет учащимся расширить словарный запас и развить навыки устной речи.
Следующий важный аспект формирования коммуникативных компетенций – это использование технологий. В условиях современного мира интеграция мультимедийных средств и технологий в учебный процесс становится необходимой. Применение интерактивных досок, видеофрагментов, аудиозаписей и онлайн-ресурсов позволяет создать разнообразные формы работы, которые делают уроки более наглядными и интересными.
Кроме того, важным элементом формирования коммуникативных компетенций является работа с текстом. Умение анализировать и интерпретировать текст помогает учащимся лучше понимать, как строится общение, какие языковые средства используются для передачи информации. На уроках русского языка можно использовать разнообразные тексты – от художественных произведений до газетных статей. Ученикам можно предложить выполнить различные задания: выделить основные идеи, составить тезисы, задать вопросы к тексту и ответить на них. Это помогает развивать навыки критического мышления и осознанного чтения, а также учит формулировать свои мысли в устной и письменной форме.
Не менее значимым является и создание атмосферы доверия и открытости на уроках. Ученики должны чувствовать себя комфортно, чтобы свободно высказывать свои мысли и идеи. Для этого учителю следует применять методы, которые способствуют сплочению коллектива и созданию дружеской атмосферы. Например, в начале урока можно предложить ученикам поделиться своими мыслями по актуальным темам, что позволит каждому высказать своё мнение и послушать мнения других. Это помогает развивать навыки слушания, уважения к мнению собеседника и умение вести диалог.
Важно также формировать у учащихся навыки самооценки и рефлексии. После выполнения различных заданий учитель может предложить учащимся обсудить, что им удалось сделать, а что, возможно, не получилось. Это позволяет каждому осознать свои сильные и слабые стороны, а также определить, над чем необходимо поработать. Использование портфолио для сбора работ и рефлексий может стать хорошей практикой, которая будет способствовать развитию самоконтроля и ответственности за собственное обучение.
Таким образом, формирование коммуникативных компетенций у учащихся на уроках русского языка является сложным и многоуровневым процессом, который требует применения разнообразных методов и подходов. Использование активных форм обучения, технологий, работы с текстами, а также создание атмосферы доверия и поддержки позволяют не только развивать навыки общения, но и формировать у учащихся уверенность в своих силах. Успешная реализация данных подходов способствует созданию активных и заинтересованных обучающихся, готовых к полноценному взаимодействию в современном обществе. Это, в свою очередь, является важным аспектом их подготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности.
Список литературы
Куровский
В.Н., Зайцева Ю.Б.,
Швабауэр
О.А. Формирование коммуникативных компетенций и речевой культуры школьников //
Ped.Rev
.. 2019. №4 (26). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-kompetentsiy-i-rechevoy-kultury-shkolnikov
(дата обращения: 25
.09.2024).
Мухиддинова
Г.Н.
Э
ффективность использования ролевых игр на уроках русского языка
// ORIENSS. 2021. №11. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-ispolzovaniya-rolevyh-igr-na-urokah-russkogo-yazyka
(дата обращения: 25.09.2024).
Первова Г.М., Маслова М.В.,
Павлинова
И.А. Актуальные подходы к изучению русского языка в школе // Вестник ТГУ. 2017. №2 (166). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-podhody-k-izucheniyu-russkogo-yazyka-v-shkole-1
(дата обращения: 25
.09.2024).
Черепанова Л.В. Системно-
деятельностный
подход в обучении школьников созданию устного высказывания на свободную тему на уроках русского языка // МИРС. 2020. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sistemno-deyatelnostnyy-podhod-v-obuchenii-shkolnikov-sozdaniyu-ustnogo-vyskazyvaniya-na-svobodnuyu-temu-na-urokah-russkogo-yazyka
(дата обращения: 25
.09.2024).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат