Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Развитие коммуникативных навыков через дискуссии и дебаты на уроках литературы. Работа №71042

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Развитие коммуникативных навыков через дискуссии и дебаты на уроках литературы
Работа:

Развитие коммуникативных навыков через дискуссии и дебаты на уроках литературы

 

Семочкина Мария Николаевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ - Криводановская СШ №22

Новосибирского района Новосибирской области

 

Аннотация. В статье рассматриваются возможности развития коммуникативных навыков учащихся через дискуссии и дебаты на уроках литературы. Обсуждается, как данные методы активного обучения способствуют формированию у обучающихся критического мышления, навыков аргументации и умения вести конструктивный диалог. Примеры внедрения дискуссионных форматов в учебный процесс на уроках литературы демонстрируют их эффективность в повышении интереса к предмету и улучшении навыков устной речи.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, дискуссии, дебаты, уроки литературы, активное обучение, аргументация.

 

В современных условиях обучения важным аспектом является формирование у учащихся не только знаний, но и коммуникативных навыков, необходимых для успешной социальной и профессиональной жизни. Одним из эффективных способов развития этих навыков на уроках литературы являются дискуссии и дебаты. Эти методы активного обучения позволяют ученикам не только глубже погрузиться в изучаемый материал, но и развивают их критическое мышление, умение аргументировать свою точку зрения и вести диалог. Дискуссии и дебаты создают возможность для взаимодействия учащихся, что делает учебный процесс более живым и динамичным.

Применение дискуссий на уроках литературы дает возможность учащимся обсудить различные аспекты литературных произведений, их героев, идеи и темы. Например, при изучении романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" можно организовать дискуссию о морали Родиона Раскольникова и его поступках. Учащиеся могут выступить в роли защитников и обвинителей, что позволит им глубже осмыслить как характер персонажа, так и философские вопросы, поднимаемые автором. В ходе обсуждения учащиеся учатся формулировать свои мысли, аргументировать позицию и уважительно слушать мнения других. Это важный этап в развитии коммуникативных навыков, так как формирует у учеников уверенность в своих способностях выражать мнение и взаимодействовать с другими.

Дебаты как форма активного обучения позволяют учащимся отточить навыки аргументации и критического анализа. Для организации дебатов можно выбрать спорную тему, например, "Достоинство или закон: что важнее?" на основе обсуждения произведений литературы, таких как "Война и мир" Л. Н. Толстого. Разделив класс на две команды, каждая из которых будет представлять свою точку зрения, учитель может задать структуру дебатов и регламент. В этом формате учащиеся учатся не только отстаивать свою позицию, но и находить контраргументы против оппонентов, что способствует развитию аналитического мышления и способности к конструктивному диалогу. Дебаты требуют от учащихся активного участия, а также умения слушать и воспринимать информацию, что является важной частью коммуникации.

Кроме того, дискуссии и дебаты могут стать отличным инструментом для интеграции межпредметных связей. Например, обсуждая вопросы морали и этики в литературных произведениях, учитель может привлекать материалы из философии, истории или социологии. Это помогает учащимся увидеть взаимосвязи между различными предметами, что в свою очередь углубляет понимание литературного текста и развивает более широкий кругозор. Кроме того, в процессе обсуждения учащиеся могут сталкиваться с реальными жизненными ситуациями, что делает обучение более актуальным и практичным.

Важно отметить, что для успешного проведения дискуссий и дебатов необходимо создание поддерживающей и открытой атмосферы в классе. Учитель играет ключевую роль в этом процессе, помогая учащимся чувствовать себя уверенно и комфортно в выражении своих мыслей. Задача педагога заключается в том, чтобы направлять обсуждение, задавая провокационные вопросы и стимулируя учеников к более глубокому анализу. Например, можно начать урок с вопроса: "Что бы вы сделали на месте Раскольникова?" Это сразу вовлечет учащихся в обсуждение и заставит их задуматься о моральных дилеммах, представленных в литературе.

Кроме того, полезно использовать различные форматы работы в группе, чтобы каждый учащийся имел возможность высказаться. Например, можно использовать метод "мозгового штурма", где учащиеся в малых группах обмениваются идеями и подготавливают свои аргументы, а затем представляют их всему классу. Этот подход позволяет создать более демократичную атмосферу и способствует развитию навыков работы в команде.

В заключение, дискуссии и дебаты на уроках литературы являются мощными инструментами для развития коммуникативных навыков учащихся. Они помогают не только глубже понять литературные произведения, но и формируют уверенность в своих способностях выражать мысли и вести диалог. Используя эти методы, учитель может создать увлекательную и продуктивную учебную среду, в которой ученики будут стремиться к обучению и активному участию в обсуждении. В конечном итоге, развитие коммуникативных навыков является важным шагом к формированию успешных и уверенных в себе личностей, способных конструктивно взаимодействовать в обществе.

 

 

Список литературы

Кудакова

К. С. Культура речи и способы коммуникативного взаимодействия современного подрастающего поколения / К. С.

Кудакова

, О. Е. Беркович. — Текст

:

непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1 (102.1). — С. 60-62. — URL:

https://moluch.ru/archive/102/23186/

(дата обращения: 25.09.2024).

Кур

овский

В.Н., Зайцева Ю.Б.,

Швабауэр

О.А. Формирование коммуникативных компетенций и речевой культуры школьников //

Ped.Rev

.. 2019. №4 (26). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-kompetentsiy-i-rechevoy-kultury-shkolnikov

(дата обращения: 25

.09.2024).

Литовченко

О.А.

, Попова

Н.Е.

Технология «Дебаты» как основа формирования универсальных учебных действий учащихся // Педагогическое образование в России. 2016. №8. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-debaty-kak-osnova-formirovaniya-universalnyh-uchebnyh-deystviy-uchaschihsya

(дата обращения: 25.09.2024).

Хамитова

Д.М.,

Нурушева

Т.И. Д

искуссия как метод формирования коммуникативных навыков в старших классах средней школы

//

Sciences

of

Europe

. 2021. №82-3. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/diskussiya-kak-metod-formirovaniya-kommunikativnyh-navykov-v-starshih-klassah-sredney-shkoly

(дата обращения: 25.09.2024).

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×