ТРУД КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дмитриенко Юлия Никаноровна,
воспитатель МБДОУ "Детский сад №138" г. Нижний Новгород
Аннотация. В статье рассматривается роль труда как эффективного средства воспитания дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста. Подчеркивается значение организованной трудовой деятельности в формировании положительных межличностных связей и социального опыта дошкольников. Описаны основные виды труда в детском саду, которые способствуют развитию у детей коллективизма, взаимопомощи и ответственности. Предлагаются методические подходы к организации трудовой деятельности, направленной на укрепление дружеских взаимоотношений среди детей.
Ключевые слова: труд, дошкольное воспитание, дружеские взаимоотношения, коллективизм, взаимопомощь, социализация, трудовая деятельность.
Труд как средство воспитания детей дошкольного возраста занимает одно из центральных мест в педагогике. Важность трудовой деятельности для формирования у ребёнка целого ряда качеств — ответственности, организованности, самодисциплины — неоспорима. Однако труд в детском саду играет и другую, не менее важную роль: он способствует развитию межличностных отношений среди детей, формированию дружбы и социального взаимодействия. Организованная коллективная трудовая деятельность помогает детям понять значимость сотрудничества, уважения к труду других, а также стимулирует их к взаимопомощи и коллективной ответственности.
Социализация — это процесс усвоения ребёнком норм и правил поведения в обществе. Одним из ключевых механизмов социализации в детском возрасте является коллективная деятельность, в том числе трудовая. Через труд дети учатся работать вместе, учитывать интересы других, делиться обязанностями, поддерживать друг друга в процессе выполнения задач.
Для детей дошкольного возраста трудовая деятельность носит прежде всего социальный характер. В ходе совместного выполнения задач они взаимодействуют, обсуждают способы решения проблем, договариваются и распределяют роли. Таким образом, через труд дети получают опыт взаимодействия, который становится основой для формирования у них дружеских взаимоотношений.
Основные социальные функции труда в дошкольном возрасте:
1. Формирование коллективизма и чувства принадлежности к группе. Совместная деятельность способствует формированию у детей чувства единства и взаимопомощи. Дети начинают осознавать, что они являются частью коллектива, что их успех зависит от успеха всей группы.
2. Развитие ответственности и дисциплины. В процессе выполнения коллективных заданий дети учатся отвечать за свою часть работы, понимать, что их действия влияют на общий результат. Это формирует у них ответственность перед коллективом.
3. Развитие коммуникативных навыков. В процессе трудовой деятельности дети учатся вести диалог, выражать свои мысли, договариваться и приходить к общим решениям.
4. Формирование эмпатии и взаимопомощи. Труд требует от детей не только выполнения своей задачи, но и поддержки других. Это развивает у них способность сочувствовать и помогать товарищам.
Таким образом, трудовая деятельность в детском саду служит важным средством социализации и формирования дружеских взаимоотношений между детьми.
Для успешного воспитания дружеских взаимоотношений через труд в детском саду необходимо учитывать возрастные особенности детей и грамотно организовывать их трудовую деятельность. Существует несколько основных видов труда, которые способствуют развитию межличностных отношений у дошкольников.
1. Самообслуживание
Самообслуживание — это первая ступенька на пути к формированию у ребёнка ответственности и дисциплины. Однако оно также играет значительную роль в развитии дружеских отношений, поскольку дети учатся не только заботиться о себе, но и о товарищах.
Примеры самообслуживания:
- совместная уборка игрушек после игры;
- помощь друг другу при одевании перед прогулкой;
- накрывание на стол в столовой.
В ходе этих действий дети помогают друг другу, что формирует у них навыки взаимопомощи и сотрудничества.
2. Коллективный труд по благоустройству группы и территории
Работа по благоустройству группы или территории детского сада развивает у детей чувство коллективизма. Участвуя в таких мероприятиях, как уборка территории, посадка цветов или сбор урожая на огороде, дети осознают, что они работают ради общей цели, и от каждого из них зависит успех общего дела.
Примеры коллективного труда:
- уборка листьев на участке детского сада;
- посадка растений в группе;
- подготовка зала к празднику (расставление стульев, украшение комнаты).
Такой труд помогает детям осознавать свою принадлежность к коллективу, учит их работать в команде и чувствовать ответственность за результат.
3. Ручной труд и творчество
Ручной труд, такой как изготовление поделок или создание рисунков для общего проекта, развивает у детей не только художественные навыки, но и способность к совместной работе. Важно, чтобы воспитатель организовывал процесс таким образом, чтобы дети могли работать в парах или небольших группах, помогая друг другу и делая общий вклад в конечный результат.
Примеры:
- создание коллективного панно или аппликации;
- изготовление подарков для друзей или родителей;
- совместное создание макетов природы или других объектов.
Работая вместе, дети учатся координировать свои действия, распределять обязанности и поддерживать друг друга в процессе выполнения задания.
4. Участие в трудовых акциях и проектах
Организация совместных проектов, таких как создание огорода или участие в акциях по уборке территории, помогает детям развивать не только трудовые навыки, но и учит их работать в команде, распределять задачи, поддерживать товарищей и осознавать важность взаимопомощи.
Примером может служить акция по посадке деревьев или помощь в уборке территории после зимы. В таких мероприятиях дети ощущают себя частью большой группы, их усилия направлены на достижение общего результата, что способствует укреплению дружеских связей.
Для успешного воспитания дружеских взаимоотношений через труд важно грамотно организовать процесс, учесть особенности детей дошкольного возраста и создать условия, способствующие укреплению межличностных связей.
1. Создание позитивной атмосферы труда
Важным аспектом является создание благоприятной эмоциональной атмосферы в процессе выполнения трудовых заданий. Воспитателю необходимо поддерживать детей, подбадривать их, хвалить за успехи, а также показывать значимость каждого участника в общем труде. Дети должны чувствовать, что их вклад важен, и что они могут рассчитывать на поддержку товарищей.
2. Разделение труда и взаимодействие детей
Организация трудовой деятельности должна быть такой, чтобы дети могли взаимодействовать друг с другом. Например, выполнение совместных заданий в парах или малых группах способствует развитию у детей навыков сотрудничества и взаимопомощи. Важно, чтобы дети могли наблюдать, как их товарищи выполняют работу, помогать друг другу и обмениваться опытом.
3. Привлечение детей к планированию трудовых задач
Дошкольники активно вовлекаются в процесс планирования трудовой деятельности, что стимулирует их к сотрудничеству и обсуждению общих целей. Например, воспитатель может предложить детям решить, как лучше украсить группу к празднику или как организовать уборку на участке. В процессе обсуждения дети учатся слушать друг друга, договариваться и принимать совместные решения.
4. Поощрение взаимопомощи и поддержки
Воспитателю следует обращать внимание на случаи взаимопомощи между детьми и поощрять такие действия. Например, если один ребёнок помогает другому одеться или закончить работу, воспитатель должен отметить это как положительный пример дружеского взаимодействия. Важно, чтобы дети видели, что помощь другим ценится и поддерживается в коллективе.
5. Организация совместных праздников и мероприятий
Совместные праздники и мероприятия, организованные в детском саду, помогают детям осознавать важность сотрудничества и коллективной ответственности. Например, подготовка к утренникам, создание декораций или разучивание общих номеров требуют от детей не только творческого подхода, но и умения работать вместе.
Роль воспитателя в формировании дружеских взаимоотношений через труд
Воспитатель играет ключевую роль в организации трудовой деятельности и формировании дружеских взаимоотношений между детьми. Он должен выступать в роли организатора и наставника, поддерживать детей в процессе труда, помогать им преодолевать трудности и находить способы взаимодействия с товарищами.
Основные задачи воспитателя:
- организация
коллективных трудовых заданий;
- поддержка детей в процессе выполнения работы;
- развитие у детей чувства ответственности и взаимопомощи;
- создание условий для взаимодействия детей в процессе труда.
В заключение можно отметить, что трудовая деятельность в дошкольном возрасте является эффективным средством формирования дружеских взаимоотношений среди детей. Через коллективный труд дети учатся взаимодействовать друг с другом, делиться обязанностями, помогать товарищам и совместно достигать целей.
Список литература
1.Алешанова Е. А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста / Е. А.Алешанова, Н. В. Кочетова, В.А.Кутнякова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46.2 (232.2). — С. 3-5.
2.Коломийченко, Л.В.Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. В. Коломийченко [и др.] ; под общей редакцией Л. В. Коломийченко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.
3.Сироткина, Л. П. Формирование положительных взаимоотношений между детьми разновозрастной группы посредством трудовой деятельности / Л. П. Сироткина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 7 (193). — С. 187-189.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат