Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка
Савельева Ольга Юрьевна, учитель английского языка
МБОУ «СОШ №15» г. Сергиев Посад
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к формированию функциональной грамотности на уроках иностранного языка, в частности английского. Описываются ключевые аспекты функциональной грамотности, её важность для учащихся в современном мире, а также методы, которые можно использовать для развития этих навыков. Приводятся примеры конкретных заданий и стратегий, направленных на развитие способности учащихся решать жизненные задачи с использованием иностранного языка.
Ключевые слова: функциональная грамотность, иностранный язык, английский язык, навыки, обучение, задания, критическое мышление, коммуникация.
Функциональная грамотность становится ключевым навыком, необходимым для успешной адаптации человека в современном мире. Это понятие выходит за пределы традиционных академических знаний и включает в себя способность использовать их на практике для решения повседневных задач. Для учителя английского языка важно не только обучать грамматике и лексике, но и развивать у учащихся такие навыки, которые помогут им применять язык в реальной жизни. Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка становится одной из главных задач современного образования.
Функциональная грамотность включает несколько аспектов: умение воспринимать и анализировать информацию, решать проблемы, взаимодействовать в различных ситуациях и применять знания на практике. На уроках английского языка это означает, что учащиеся должны научиться не просто читать и переводить тексты, но и понимать их смысл, критически оценивать информацию, выражать своё мнение, обсуждать различные темы и принимать решения. Например, при работе с текстом учащиеся должны не только найти ответы на вопросы, но и проанализировать прочитанное с точки зрения личного опыта или современного контекста. Это развивает не только понимание текста, но и критическое мышление.
Один из эффективных методов формирования функциональной грамотности — использование аутентичных материалов. Это могут быть статьи из новостей, рекламные тексты, инструкции, видеоролики или посты в социальных сетях. Такие материалы помогают погружать учеников в реальные ситуации, требующие от них применения языковых навыков для решения конкретных задач. Например, можно предложить учащимся проанализировать статью на тему экологии и обсудить, какие меры можно предпринять для решения экологических проблем в их стране. Такой подход активизирует навыки анализа и коммуникации на иностранном языке.
Еще один способ — создание ситуаций, требующих взаимодействия. Ролевые игры и проектные задания помогают учащимся применять знания в контексте общения. Например, можно предложить ученикам разыграть ситуацию посещения врача в англоязычной стране, где они должны использовать фразы и лексику, связанную с темой «Медицина». Это не только помогает развить коммуникативные навыки, но и учит решать жизненные задачи с использованием иностранного языка. Проектная деятельность также способствует развитию функциональной грамотности, когда учащиеся работают над созданием презентаций, эссе или видео на актуальные темы. В процессе они учатся анализировать информацию, сотрудничать и эффективно выражать свои идеи.
Важным аспектом формирования функциональной грамотности является развитие навыков самостоятельного поиска информации. В современном мире важно не только обладать знаниями, но и уметь находить нужную информацию, критически её оценивать и использовать. Учитель может предложить учащимся задания, требующие поиска информации в интернете, анализа различных источников и создания на основе этого выводов. Например, можно дать задание подготовить мини-презентацию о культурных особенностях англоязычной страны, где ученики самостоятельно находят данные и обрабатывают их.
Кроме того, для формирования функциональной грамотности важно включать задания на развитие письменной речи, которые будут не просто тренировкой грамматических структур, но и инструментом для решения реальных задач. Например, вместо типовых упражнений по письму, можно предложить ученикам написать письмо в поддержку благотворительной акции или подготовить электронное письмо с запросом информации. Такие задания помогают учащимся понять, как их языковые навыки могут быть полезны в реальной жизни.
Функциональная грамотность также требует развития умения работать в команде и коммуницировать с другими. Это можно достигать через групповую работу и обсуждение различных тем, где ученики учатся выражать свои мысли, слушать и понимать других. Например, обсуждение социальных проблем, таких как права человека или глобальные изменения климата, помогает учащимся не только расширить свой словарный запас, но и развить навыки аргументации и уважения к чужому мнению.
Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка требует от учителя гибкости и креативного подхода. Важно, чтобы задания были не только разнообразными, но и направленными на развитие тех навыков, которые действительно пригодятся ученикам в будущем. Учитель должен стремиться к тому, чтобы каждый урок приносил практическую пользу, помогал учащимся понимать, как знания можно применять в реальных жизненных ситуациях. Это может быть достигнуто через использование аутентичных материалов, создание ситуаций взаимодействия, развитие навыков поиска и анализа информации, а также стимулирование самостоятельной работы.
Таким образом, формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка — это важный компонент современной образовательной программы. Оно помогает учащимся не просто изучать язык, но и использовать его для решения реальных задач, развивает навыки критического мышления, самостоятельности и коммуникации. Учителю необходимо создавать условия, при которых обучение будет не только эффективным, но и увлекательным, дающим возможность применять знания на практике.
Список литературы
Маметканова
А.Б.
Ф
ункциональная грамотность на уроках английского
// ELS. 2024. №май. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnaya-gramotnost-na-urokah-angliyskogo
(дата обращения: 26.09.2024).
Поддубная
Я.Н.
Ф
ункционально грамотный педагог как гарант формирования функциональной грамотности учащихся средней школы
// Гуманитарные и социальные науки. 2023. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalno-gramotnyy-pedagog-kak-garant-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-uchaschihsya-sredney-shkoly
(дата обращения: 26.09.2024).
Семилетова
С.Р.
И
нтеграция функциональных навыков при обучении английскому языку с использованием информационно-образовательной среды школы
// Скиф. 2023. №4 (80). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-funktsionalnyh-navykov-pri-obuchenii-angliyskomu-yazyku-s-ispolzovaniem-informatsionno-obrazovatelnoy-sredy-shkoly
(дата обращения: 26.09.2024).
Хильченко
Т.В.
, Сальникова
А.М.
Внеклассная работа по иностранному языку как средство формирования функциональной грамотности
обучающихся
// Ученые записки
Шадринского
государственного педагогического университета. 2024. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vneklassnaya-rabota-po-inostrannomu-yazyku-kak-sredstvo-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-obuchayuschihsya
(дата обращения: 26.09.2024).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат