Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы . Работа №71065

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы
Работа:

Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

 

Корона Елена Петровна, учитель русского языка и литературы

ГБОУ «Средняя школа № 8 им. В. С. Бойко г.о. Мариуполь» ДНР

 

Аннотация. В статье рассматриваются подходы и методы формирования коммуникативной компетенции у учащихся на уроках русского языка и литературы. Акцентируется внимание на важности развития навыков устной и письменной речи, критического мышления и умения вести диалог. Приводятся примеры активных методов обучения, которые способствуют формированию эффективной коммуникации, а также рассматриваются практические рекомендации для учителей.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, русский язык, литература, навыки общения, критическое мышление, устная и письменная речь.

 

Формирование коммуникативной компетенции является одной из ключевых задач в обучении русскому языку и литературе. Коммуникативная компетенция включает в себя не только знание языка, но и умение использовать его в различных ситуациях для достижения конкретных целей. В условиях современного образовательного процесса, где акцент сделан на практическое применение знаний, развитие коммуникативных навыков становится особенно актуальным.

Одним из основных компонентов коммуникативной компетенции является устная речь. На уроках русского языка учитель может использовать разнообразные формы работы, способствующие активному взаимодействию учеников. Например, организацию обсуждений на основе прочитанных произведений или высказываний известных авторов. Ученикам можно предложить выразить своё мнение по спорным вопросам, поднятым в литературных текстах, что позволит им не только высказать свою точку зрения, но и учиться аргументировать свои мысли. Такая деятельность способствует развитию навыков публичного выступления и уверенности в себе, что является важным аспектом успешного общения.

Помимо устной речи, значительное внимание следует уделять и письменной коммуникации. Учащимся стоит предложить писать эссе, рецензии или творческие работы, где они смогут развивать свои идеи и учиться структурировать свои мысли. Например, после изучения произведения, такого как "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского, можно организовать написание эссе на тему "Моральный выбор героя". Это позволит учащимся не только углубить своё понимание текста, но и научиться четко и логично выражать свои мысли на бумаге.

Еще одним важным методом, способствующим развитию коммуникативной компетенции, является использование проектной деятельности. Учителя могут организовать проекты, в рамках которых учащиеся будут работать в группах, что способствует развитию навыков сотрудничества и командной работы. Например, можно предложить ученикам создать проект, посвященный анализу литературного произведения, в котором они будут исследовать его темы, символику и стиль. Таким образом, учащиеся учатся не только взаимодействовать друг с другом, но и развивают критическое мышление, научные и исследовательские навыки.

Ключевым моментом в формировании коммуникативной компетенции является создание комфортной атмосферы на уроках, где каждый ученик сможет свободно выражать свои мысли и идеи. Это требует от учителя внимательного подхода к каждому ученику, готовности выслушать и поддержать его. Учитель может использовать различные методы активного обучения, такие как групповые дискуссии, дебаты или ролевые игры. Например, ролевые игры, в которых ученики исполняют роли персонажей из произведений, могут значительно повысить уровень вовлеченности и интереса к литературе. Учащиеся учатся аргументировать свои действия и решения, что напрямую влияет на развитие их коммуникативных навыков.

Важно отметить, что формирование коммуникативной компетенции не ограничивается лишь устной и письменной речью. Также необходимо развивать навыки слушания и восприятия информации. Учащимся можно предложить практиковать активное слушание в парах, где один ученик излагает свои мысли, а другой задает вопросы или подводит итоги. Это поможет развить критическое мышление и умение воспринимать информацию от собеседника, что является важной частью коммуникации.

Применение современных технологий также открывает новые горизонты для формирования коммуникативной компетенции. Использование онлайн-платформ для общения и совместной работы, а также участие в вебинарах и форумах позволяет учащимся практиковать язык и развивать навыки общения в неформальной обстановке. Например, участие в онлайн-дискуссиях по актуальным вопросам, обсуждение прочитанных книг на специальных платформах помогут ученикам развить уверенность в своих силах и научиться выражать свои мысли на языке.

В заключение, формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы является сложным, но крайне важным процессом, требующим применения разнообразных методов и подходов. Учителям следует активно использовать дискуссии, проектную деятельность, ролевые игры и современные технологии, чтобы создать условия для полноценного развития устной и письменной речи учеников, а также их критического мышления. Таким образом, учащиеся не только овладеют языком, но и станут более уверенными в своих коммуникативных навыках, что положительно скажется на их дальнейшей учебной и социальной деятельности.

 

 

 

Список литературы

Иванова

Н. Г. Комплексный подход к работе по развитию речи на уроках русского языка и литературы / Н. Г. Иванова, Н. В.

Кошенкова

. — Текст

:

непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 19 (78). — С. 646-648. — URL:

https://moluch.ru/archive/78/13675/

(дата обращения: 26

.09.2024).

Кудакова

К. С. Культура речи и способы коммуникативного взаимодействия современного подрастающего поколения / К. С.

Кудакова

, О. Е. Беркович. — Текст

:

непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1 (102.1). — С. 60-62. — URL:

https://moluch.ru/archive/102/23186/

(дата обращения: 26

.09.2024).

Куровский

В.Н., Зайцева Ю.Б.,

Швабауэр

О.А. Формирование коммуникативных компетенций и речевой культуры школьников //

Ped.Rev

.. 2019. №4 (26). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-kompetentsiy-i-rechevoy-kultury-shkolnikov

(дата обращения: 26

.09.2024).

Черепанова Л.В. Системно-

деятельностный

подход в обучении школьников созданию устного высказывания на свободную тему на уроках русского языка // МИРС. 2020. №3. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/sistemno-deyatelnostnyy-podhod-v-obuchenii-shkolnikov-sozdaniyu-ustnogo-vyskazyvaniya-na-svobodnuyu-temu-na-urokah-russkogo-yazyka

(дата обращения: 26

.09.2024).

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×