ДИСКАЛЬКУЛИЯ: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ
Хлебникова Ольга Николаевна, учитель-логопед
МАОУ «СОШ № 37 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Каменск-Уральский
Аннотация. В статье рассматривается дискалькулия как специфическое нарушение математических способностей у детей. Описаны основные причины и проявления этого нарушения, а также его связь с другими видами когнитивных нарушений. Уделяется внимание методам диагностики и коррекции, подходящим для работы с детьми, страдающими дискалькулией. Приведены примеры практических упражнений и методов, способствующих развитию математических навыков. Статья предназначена для логопедов и педагогов, работающих с детьми, испытывающими трудности в обучении математике.
Ключевые слова: дискалькулия, математические нарушения, диагностика, коррекция, дети, логопедическая работа, упражнения.
Дискалькулия представляет собой специфическое нарушение математических способностей, которое затрудняет усвоение чисел и математических операций. Это состояние может проявляться у детей с нормальным уровнем интеллекта, и его основная причина кроется в особенностях восприятия и обработки числовой информации. Важно понимать, что дискалькулия не является просто «ленностью» или «неуспеваемостью» в математике; это серьёзное нарушение, требующее внимания и специфических подходов к коррекции.
Проявления дискалькулии могут быть разнообразными и варьироваться от ребенка к ребенку. Некоторые дети могут испытывать трудности в понимании базовых понятий, таких как «больше» и «меньше», в то время как другие могут неправильно выполнять простые арифметические операции или путать цифры. Например, ребенок может неправильно складывать числа, вместо 2 + 3 записывать 2 + 5, что указывает на трудности с числовым восприятием. Часто такие дети также сталкиваются с проблемами в пространственном восприятии, что может проявляться в неверном написании чисел или трудностях при работе с таблицами.
Одной из причин возникновения дискалькулии является недостаточное развитие фонематического восприятия и внимания. Например, если ребенок плохо различает звуки в словах, ему будет сложно усваивать числовые обозначения. Также важно отметить, что эмоциональное состояние ребенка может оказывать влияние на его математические способности. Если он чувствует страх или неуверенность в своих силах, это может усугублять существующие трудности.
Для диагностики дискалькулии логопед должен использовать комплексный подход. Важным этапом является сбор анамнеза: логопед общается с родителями и учителями, чтобы выяснить, когда начались проблемы, какие методы обучения использовались, и как ребенок воспринимает математику. Проведение специальных тестов также является необходимым шагом для определения уровня математических навыков. Например, логопед может предложить ребенку выполнить задания на сложение и вычитание, а также решить простые задачи, фиксируя все ошибки и трудности.
Коррекция дискалькулии требует системного подхода, включающего в себя как индивидуальные, так и групповые занятия. Одним из эффективных методов является использование игр и игровых технологий, которые делают процесс обучения более увлекательным. Например, можно использовать настольные игры, в которых детям нужно считать шаги или ресурсы. Такие занятия развивают не только математические навыки, но и мотивацию к обучению.
Кроме того, важно обратить внимание на развитие пространственного восприятия. Логопед может использовать такие упражнения, как построение фигур из конструктора или работа с геометрическими формами. Эти занятия помогут детям лучше понять взаимосвязи между числами и пространственными объектами. Например, задача на составление фигур из определённого количества деталей не только способствует развитию моторики, но и позволяет детям освоить концепцию количества.
Работа с числами может быть дополнена практическими заданиями. Например, можно предложить ребенку наглядные задачи, связанные с повседневной жизнью: «Если у нас есть три яблока и ты купишь ещё два, сколько всего яблок у нас будет?» Такой подход помогает связать математические операции с реальными жизненными ситуациями, что способствует лучшему усвоению материала.
Логопеду также следует уделить внимание развитию внимания и памяти. Для этого можно использовать упражнения, направленные на запоминание чисел и их последовательностей. Например, логопед может предложить ребенку запомнить ряд чисел и затем воспроизвести их в правильном порядке. Такие задания не только развивают память, но и помогают детям научиться концентрироваться на поставленной задаче.
Важно помнить, что коррекция дискалькулии требует времени и терпения как со стороны логопеда, так и со стороны родителей. Постепенное наращивание сложности заданий и регулярные повторения помогут детям лучше усвоить материал. Например, если ребенок успешно справляется с задачами на сложение в пределах десяти, логопед может постепенно вводить более сложные операции, такие как сложение двузначных чисел.
Сотрудничество с родителями играет важную роль в коррекции дискалькулии. Логопед может предоставить родителям рекомендации по тому, как поддерживать ребенка в домашних условиях. Например, родителям можно предложить проводить регулярные математические занятия в игровой форме, используя карточки или приложения для смартфонов, которые способствуют развитию математических навыков.
Таким образом, дискалькулия — это серьезное нарушение, требующее комплексного подхода к диагностике и коррекции. Понимание специфики этого состояния и использование разнообразных методов и техник помогут логопедам успешно работать с детьми, испытывающими трудности в обучении математике. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и подход к его обучению должен быть индивидуальным. С поддержкой педагогов и родителей дети с дискалькулией могут преодолеть свои трудности и добиться успехов в математике, что в конечном итоге повысит их уверенность в себе и стремление к обучению.
Список литературы:
1. Афанасьева, Е.А. Коррекционно-педагогическая по профилактику дискалькулии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. [Текст] / Е.А. Афанасьева. – М., 2018 – 21 с.
2. Рысина Н.Н., Грибанов А.В. Понятие о дискалькулии: психофизиологические аспекты развития: Обзор [Электронный ресурс] // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Естественные науки. 2011. № 1. С. 77–88.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат