Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Влияние занятий в творческом коллективе на развитие личностных качеств ребёнка журнал. Работа №71074

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Влияние занятий в творческом коллективе на развитие личностных качеств ребёнка журнал
Работа:

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ В ТВОРЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РЕБЁНКА

 

Курочкина Татьяна Борисовна, педагог дополнительного образования

МБУ ДО "Далматовский Дом детского творчества

 

Аннотация. В статье рассматривается роль творческого коллектива в формировании и развитии личностных качеств детей. Занятия в таких коллективах способствуют раскрытию творческого потенциала, развитию коммуникабельности, ответственности и самодисциплины. Рассматриваются как социальные, так и психологические аспекты, связанные с участием детей в коллективной деятельности. Особое внимание уделено педагогическим методам, которые способствуют созданию благоприятных условий для личностного роста участников. Представлены практические рекомендации для педагогов по использованию творческой деятельности как средства для развития личности.

Ключевые слова: творческий коллектив, личностное развитие, дети, педагогика, коммуникативные навыки, ответственность, креативность.

 

В современном обществе воспитание и развитие личностных качеств у детей становится одной из ключевых задач дополнительного образования. В этом контексте занятия в творческих коллективах играют важную роль, так как они предоставляют уникальные возможности для разностороннего развития ребёнка. Творческая деятельность не только способствует развитию талантов, но и влияет на формирование важных личностных характеристик: уверенности в себе, ответственности, способности к самоорганизации и взаимодействию с окружающими.

Творческие коллективы — это не только место для самовыражения, но и пространство, где дети учатся сотрудничать, решать конфликты, принимать решения и нести ответственность за общий результат. Важно отметить, что педагог, работающий с таким коллективом, выполняет двойную роль: он не только обучает детей творческим навыкам, но и способствует их личностному развитию. В данной статье мы рассмотрим, как занятия в творческом коллективе могут влиять на развитие личности ребёнка, и как педагог может использовать эти занятия для создания условий, способствующих воспитанию у детей ключевых личностных качеств.

Творческий коллектив представляет собой уникальную образовательную среду, в которой дети не только учатся искусству (будь то музыка, танец, театр или другое направление), но и получают жизненные навыки, которые помогут им в будущем. Коллективная деятельность создает благоприятные условия для формирования таких качеств, как:

1.Коммуникабельность. Взаимодействие с другими участниками коллектива требует от детей умения общаться, выражать свои мысли, слушать и учитывать мнения других. Эти навыки необходимы не только для успешного участия в творческом процессе, но и для формирования социального интеллекта.

2. Ответственность. В рамках творческой работы каждый ребёнок осознаёт свою роль и ответственность за общий результат. Участие в концертах, спектаклях и других мероприятиях требует дисциплины и готовности нести ответственность за свои действия перед коллективом.

3. Самодисциплина и организация. Занятия в творческом коллективе подразумевают регулярные репетиции, участие в конкурсах и выступлениях. Это воспитывает в детях умение планировать своё время, соблюдать график занятий и доводить начатое дело до конца.

4. Креативность. Творческий процесс развивает у детей нестандартное мышление, способность находить оригинальные решения и самовыражаться через искусство. Креативность становится важной частью не только творческой деятельности, но и повседневной жизни ребёнка.

5. Эмоциональная устойчивость. Выступления на публике, участие в конкурсах и фестивалях требуют от детей умения справляться со стрессом и волнением. Постепенно они учатся контролировать свои эмоции, что способствует развитию эмоциональной зрелости.

6. Навыки сотрудничества. В процессе совместной творческой деятельности дети учатся работать в команде, находить компромиссы, распределять обязанности. Это помогает им развивать навыки сотрудничества, которые будут важны в любой социальной среде.

Занятия в творческом коллективе оказывают значительное влияние на социализацию ребёнка. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, формировать дружеские отношения, работать в условиях общей цели. Такие коллективы становятся для многих участников вторым домом, где они чувствуют себя частью команды, где их поддерживают и где они могут свободно выражать свои эмоции и идеи.

Социальная среда коллектива также способствует развитию у детей чувства ответственности перед другими участниками. Каждый ребёнок понимает, что его вклад важен для общего успеха, и это стимулирует его к более серьёзному отношению к занятиям. Таким образом, коллективная деятельность воспитывает у детей чувство долга и ответственности не только за себя, но и за других.

Особенно важным является тот факт, что творческие коллективы часто включают детей разного возраста, что способствует развитию межличностных отношений на разных уровнях. Младшие участники учатся у старших, а старшие принимают на себя роль наставников, что укрепляет связь между детьми и создает особую атмосферу взаимопомощи и поддержки.

Творческая деятельность оказывает значительное влияние на психологическое развитие ребёнка. В первую очередь, это связано с тем, что творчество является естественной формой самовыражения, через которую дети могут выразить свои эмоции, мысли и переживания. Участие в коллективе помогает детям раскрыть свои внутренние ресурсы, что положительно сказывается на их самооценке и уверенности в себе.

1. Повышение уверенности в себе. Регулярные выступления на публике способствуют развитию уверенности в своих силах. Каждый успешный концерт или спектакль становится для ребёнка подтверждением его способностей, что положительно сказывается на его самооценке. Постепенно дети перестают бояться сцены и начинают воспринимать её как естественную часть своей жизни.

2. Развитие эмоциональной зрелости. Творческая деятельность часто связана с переживанием ярких эмоций — как позитивных, так и негативных. Дети учатся управлять этими эмоциями, что способствует развитию эмоциональной зрелости. Педагог может помочь детям научиться справляться с волнением перед выступлением или пережить неудачу после конкурса.

3. Формирование устойчивости к критике. В процессе творческой деятельности дети сталкиваются с обратной связью как от педагогов, так и от зрителей. Важно, чтобы педагог помогал участникам воспринимать критику конструктивно, видя в ней не только негатив, но и возможность для личностного и профессионального роста.

4. Развитие самостоятельности. Творческая работа требует от детей не только исполнения конкретных задач, но и инициативы. Педагогу важно создавать условия для развития самостоятельности у участников, поощряя их идеи и предоставляя возможность самостоятельно решать творческие задачи.

Педагог играет ключевую роль в развитии личностных качеств детей в творческом коллективе. Его задача — не только обучить детей искусству, но и создать условия для их личностного роста. Это требует от педагога владения не только профессиональными навыками, но и знаниями в области психологии и педагогики.

1. Создание поддерживающей среды. Педагог должен стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя комфортно в коллективе. Это включает в себя как поддержку на уровне личных достижений, так и создание атмосферы, в которой дети могут свободно выражать свои идеи и чувства.

2. Поощрение инициативы. Педагог должен поощрять творческую инициативу участников, предоставляя им возможность проявлять свои идеи и креативность. Это способствует развитию самостоятельности и уверенности в себе.

3. Обратная связь. Важным аспектом педагогической работы является предоставление обратной связи участникам коллектива. Педагог должен уметь корректно и конструктивно критиковать, помогая детям видеть свои ошибки как точки роста, а не как причины для разочарования.

4. Развитие командного духа. Педагог должен способствовать развитию командного духа, создавая условия для взаимной поддержки и сотрудничества среди участников. Важно, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя частью коллектива и осознавал, что успех команды зависит от вклада каждого.

Для того чтобы занятия в творческом коллективе способствовали не только развитию творческих способностей, но и личностному росту детей, педагогу следует учитывать несколько важных аспектов:

1.Системный подход. Разработайте программу, которая будет способствовать гармоничному развитию как творческих, так и личностных качеств участников. Включайте в занятия элементы, направленные на развитие коммуникации, ответственности, самостоятельности.

2. Индивидуальный подход. Учитывайте индивидуальные особенности каждого ребёнка. Некоторые дети могут быть более застенчивыми, и им потребуется больше времени для того, чтобы раскрыться. Поддерживайте каждого участника в его личных достижениях.

3.Мотивация через успех. Помните, что положительный опыт выступлений, конкурсов и других мероприятий является мощным мотивирующим фактором. Создавайте условия для того, чтобы дети могли испытывать радость от своих достижений, и помогайте им справляться с неудачами.

4. Развитие социальных навыков. Включайте в программу занятия, направленные на развитие социальных навыков: игры на командообразование, дискуссии, совместные проекты. Это поможет детям научиться работать в коллективе и чувствовать себя частью команды.

5. Работа с родителями. Важно, чтобы родители также принимали активное участие в процессе развития ребёнка. Педагог должен поддерживать связь с семьёй, обсуждать успехи и трудности ребёнка, помогая родителям создать условия для его личностного роста и дома.

В заключение можно отметить, что занятия в творческом коллективе играют важную роль в формировании и развитии личностных качеств ребёнка. Они способствуют развитию ответственности, уверенности в себе, коммуникативных навыков и эмоциональной устойчивости. Педагог, работающий с творческим коллективом, выполняет ключевую задачу — не только обучает детей творческим навыкам, но и создаёт условия для их личностного роста.

 

Список литературы

1.Барышева, Т. А. Психология творчества : учебник для вузов / Т. А. Барышева. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.

2.Белошапка Римма Анатольевна, Майборода Алена Валерьевна Танцевально-хореографическое развитие детей среднего школьного возраста // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2021. №5-6 (63)

3.Мальгин, В. Е. Творческое развитие личности школьника в условиях учреждения дополнительного образования детей / В. Е. Мальгин, С. Ю. Гречухин. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2020. — С. 76-78.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×