ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПДД В ДОШКОЛЬНЫХ ГРУППАХ: ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ПРАКТИКУ
Граненкина Татьяна Петровна, воспитатель
МАОУ средняя общеобразовательная школа N89 г.Тюмени
дошкольное отделение
Аннотация: В статье рассматривается проектная деятельность по правилам дорожного движения (ПДД) в дошкольных группах, которая способствует формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге. Особое внимание уделено практическому подходу в обучении через игровые ситуации, экскурсии и взаимодействие с родителями. Важность проектного метода заключается в активной вовлеченности детей в процесс, что помогает усваивать правила безопасного поведения на практике и прививать ответственность с раннего возраста.
Ключевые слова: проектная деятельность, правила дорожного движения, дошкольное образование, безопасность, игровые методы, воспитатель, практическое обучение.
Проектная деятельность в дошкольных группах – это важный метод обучения, который позволяет детям усваивать сложные темы через практические задания и игру. Одной из ключевых тем, особенно актуальных для дошкольного возраста, является изучение правил дорожного движения (ПДД). Проектная деятельность в этом направлении помогает воспитателям донести до детей важные аспекты безопасности на дороге, сделать этот процесс увлекательным и доступным для понимания маленьких детей.
Обучение правилам дорожного движения в детском саду начинается с формирования базовых знаний о дороге, знаках, сигналах светофора и поведении пешеходов. Использование проектной деятельности в этой области позволяет воспитателям организовать процесс так, чтобы дети не просто слушали информацию, а активно участвовали в изучении материала. Это важно, так как дети дошкольного возраста лучше запоминают то, что они могут увидеть, потрогать, воспроизвести в игре.
Проектная деятельность по ПДД включает несколько этапов. Вначале воспитатель знакомит детей с темой, обсуждает с ними, что такое дорога, кто по ней передвигается, как можно пересекать проезжую часть. Для этого можно использовать иллюстрации, фотографии, видеоматериалы, позволяющие создать образное представление о дорожном движении. На этом этапе важно заинтересовать детей, вызвать у них желание узнать больше и научиться соблюдать правила безопасности.
Далее воспитатель предлагает детям разные задания, направленные на закрепление полученных знаний. Важным аспектом проектной деятельности является использование игровых методов. Например, можно разыгрывать ситуации на «дороге», где дети будут выполнять роли пешеходов, водителей или даже светофора. Такие игры помогают детям понять взаимосвязь всех участников дорожного движения и их ответственность перед друг другом.
Практический аспект обучения особенно важен при изучении ПДД. Воспитатель может организовать небольшие прогулки по близлежащим улицам, где дети смогут на практике наблюдать за реальным движением автомобилей и пешеходов. Во время таких экскурсий дети учатся ориентироваться на улице, следить за сигналами светофора, распознавать дорожные знаки и понимать, когда и как можно безопасно пересекать дорогу. Важно, чтобы воспитатель во время таких прогулок обращал внимание детей на конкретные примеры поведения на дороге, обсуждал возможные ошибки и правильные действия.
Еще одним интересным элементом проектной деятельности может стать создание макетов или моделей дорог. Вместе с воспитателем дети могут построить «улицу» из картонных коробок, нарисовать дорогу и расставить знаки, тем самым воспроизводя реальную обстановку. В ходе таких занятий дети могут «управлять» автомобилями (игрушечными машинками) и пешеходами, моделируя различные дорожные ситуации. Это не только увлекательное занятие, но и эффективный способ закрепления знаний о ПДД через творческую деятельность.
Важным элементом проектной работы является привлечение родителей. Воспитатель может предложить родителям обсудить с детьми правила дорожного движения дома, помочь им выучить дорожные знаки или даже провести совместные прогулки с акцентом на безопасность. Родители могут также помочь в создании макетов дорог или подготовке материалов для проекта. Такое взаимодействие способствует не только лучшему усвоению знаний детьми, но и укреплению сотрудничества между детским садом и семьей.
Проектная деятельность по ПДД может быть организована и в форме небольших представлений или театральных постановок. Например, дети могут разыгрывать сценки, где нарушаются или соблюдаются правила дорожного движения. В такой форме обучение становится веселым и запоминающимся, а дети легче усваивают основные принципы поведения на дороге. Воспитатель при этом играет роль наставника, который помогает детям анализировать ситуации и делать правильные выводы.
Кульминацией проектной деятельности может стать итоговое мероприятие, где дети представляют свои работы, показывают, чему они научились. Это может быть выставка макетов дорог, конкурс рисунков на тему ПДД, а также показ сценок или проведение викторин. Такое завершение проекта важно не только для проверки знаний детей, но и для формирования у них уверенности в своих силах, чувства гордости за выполненную работу.
Особое внимание следует уделить развитию у детей ответственности за свое поведение на дороге. Проектная деятельность по ПДД не только обучает правилам, но и формирует осознание того, что соблюдение этих правил важно для их собственной безопасности. Воспитатель должен акцентировать внимание на том, что правильное поведение на дороге – это не просто выполнение инструкций, а забота о собственной жизни и жизни окружающих.
Таким образом, проектная деятельность по правилам дорожного движения в дошкольных группах является эффективным методом обучения, который помогает детям осваивать сложные темы через практические задания, игры и творческую деятельность. Воспитатель, применяя проектные методы, не только передает детям знания о правилах поведения на дороге, но и формирует у них важные навыки, такие как ответственность, самостоятельность и умение работать в команде.
Список литературы
Елжова
Н. В. ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий. - Ростов-н/Д: Феникс. - 2014. -170 с.
Игнатова С. В. Учим правила дорожного движения. Наглядно-методический комплект для дошкольников и младших школьников. - М.:
Ювента
. - 2019. -80 с.
Пикторова
, Н. Е. Проект по ПДД в старшей группе «Мы за безопасность на дороге» / Н. Е.
Пикторова
, В. С.
Буреева
, Т. С.
Шаповалова
. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 3 (62). — С. 77-82. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/245/8147/ (дата обращения: 23.09.2024).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат