ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Граненкина Татьяна Петровна, воспитатель
МАОУ средняя общеобразовательная школа N89 г.Тюмени
дошкольное отделение
Аннотация: Статья посвящена применению технологии проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста. Проектная деятельность в современном дошкольном образовании становится важным инструментом для формирования у детей таких навыков, как самостоятельность, коммуникативность, умение решать проблемы и работать в команде. Особое внимание уделено роли воспитателя в организации проектов, особенностям взаимодействия с детьми и родителями, а также значению использования проектных методов для всестороннего развития ребенка.
Ключевые слова: проектная деятельность, дошкольное образование, развитие детей, творческое мышление, воспитатель, коммуникативные навыки, коллективная работа, самостоятельность.
Проектная деятельность в дошкольном образовании сегодня приобретает все большую актуальность. Этот метод позволяет воспитателю вовлекать детей в активное участие в образовательном процессе, делая его более живым и интересным для каждого ребенка. Важным аспектом проектной деятельности является то, что она помогает детям не только узнавать новое, но и применять полученные знания на практике, что способствует лучшему их усвоению и закреплению.
Проектная деятельность в детском саду направлена на развитие у детей дошкольного возраста различных навыков, таких как: коммуникативные умения, творческое и критическое мышление, способность работать в коллективе и самостоятельность. Эти навыки крайне важны для подготовки к дальнейшему обучению в школе и будущей жизни в социуме.
Особенностью проектной деятельности является то, что она строится на основе интересов самих детей. Воспитатель здесь выступает не только в роли наставника, но и организатора процесса, направляющего и поддерживающего детские инициативы. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными, однако основное внимание всегда уделяется совместной деятельности детей, где они учатся слушать друг друга, договариваться и распределять обязанности.
Для успешной реализации проектной деятельности в детском саду воспитатель должен грамотно организовать все этапы проекта. Важно начинать с определения темы проекта, которая должна быть интересна детям и соответствовать их возрастным особенностям. Здесь воспитателю важно учитывать потребности детей, их любопытство и стремление к познанию окружающего мира.
На этапе планирования проекта воспитатель совместно с детьми обсуждает, что они хотят узнать, какие вопросы требуют изучения и как лучше подойти к решению поставленных задач. Этот этап очень важен, так как он способствует развитию у детей аналитического мышления и умения формулировать цели. При этом воспитатель должен деликатно направлять детей, не подавляя их инициативу, а, наоборот, помогая развить собственные идеи.
Важным моментом является организация совместной работы, где каждый ребенок чувствует свою значимость и ответственность за результат. Например, при создании проекта на тему природы воспитатель может предложить детям разделиться на группы, где одна группа будет изучать растения, другая – животных, а третья – погоду. Это поможет детям не только развить коммуникативные навыки, но и научиться работать в команде, распределять задачи и нести ответственность за свою часть работы.
В ходе выполнения проекта дети учатся находить информацию, анализировать ее и применять на практике. Важно, чтобы воспитатель предоставил детям возможность выбирать источники информации, будь то книги или беседы с родителями и другими взрослыми. Родители, кстати, могут играть важную роль в проектной деятельности, помогая своим детям в сборе материалов, организации экскурсий или встреч с интересными людьми. Таким образом, проектная деятельность способствует еще и укреплению взаимодействия между детским садом и семьей.
Завершающим этапом проектной деятельности является презентация проекта. Дети могут представить результаты своего труда перед воспитателями, сверстниками и родителями. Этот этап важен не только для закрепления знаний, но и для развития у детей уверенности в своих силах, навыков публичного выступления и умения формулировать свои мысли. В процессе презентации воспитатель может поощрять обсуждения, задавать детям вопросы, чтобы они могли еще раз обдумать пройденный путь и проанализировать полученные результаты.
Особое внимание стоит уделить тому, как проектная деятельность влияет на формирование у детей таких качеств, как самостоятельность и творческое мышление. В ходе проекта дети учатся принимать решения, выбирать способы выполнения задач, искать информацию и справляться с трудностями. Воспитатель в этом процессе выполняет роль направляющего, но не вмешивается напрямую, что позволяет детям развивать чувство ответственности за свои действия.
Кроме того, проектная деятельность стимулирует развитие у детей критического мышления. В ходе обсуждения и планирования проекта дети учатся задавать вопросы, находить альтернативные решения и предлагать новые идеи. Этот процесс помогает им формировать навыки анализа и синтеза информации, что крайне важно для их будущего обучения.
Внедрение проектной деятельности в дошкольное образование также способствует развитию у детей коммуникативных навыков. В процессе выполнения проекта они активно общаются с воспитателем, друг с другом, родителями и другими взрослыми, что развивает их речь и учит строить конструктивные диалоги. Воспитатель может предлагать детям различные формы взаимодействия – от совместного обсуждения до работы в малых группах – что помогает каждому ребенку почувствовать свою значимость в коллективе.
Проектная деятельность в детском саду открывает перед детьми возможность проявить свою индивидуальность, творческий потенциал и развить навыки, которые будут полезны на протяжении всей жизни. Важно, чтобы воспитатель понимал значимость этой технологии и активно применял ее в своей работе, создавая условия для гармоничного и всестороннего развития каждого ребенка.
Таким образом, проектная деятельность в дошкольном возрасте является эффективным инструментом для формирования у детей ключевых навыков и качеств, которые будут способствовать их успешному развитию. Воспитатель, играющий ключевую роль в организации проектов, должен стремиться к тому, чтобы каждый ребенок чувствовал себя вовлеченным в процесс, мог проявить свои способности и получить новые знания и умения.
Список литературы
Берестовская
, Л. П. Применение проектной деятельности в ДОУ с целью развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста / Л. П.
Берестовская
, О. В.
Фрицковская
. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 336-338. — URL: https://moluch.ru/archive/233/54093/ (дата обращения: 23.09.2024).
Давлетшина О. В. Проектная деятельность в ДОУ / О. В. Давлетшина // Современные тенденции организации образовательного процесса: от идеи к результату: Материалы Международной научно-практической конференции. Главный редактор М. П. Нечаев. 2017. — С. 129–131.
Пузарина
Е. Л. Проектный метод как средство внедрения педагогических инноваций в ДОУ / Е. Л.
Пузарина
// Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика: III Международная научно-практическая конференция: сборник статей. Под редакцией А. И.
Улзытуевой
. 2015. — С. 285–290.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат