ПЕСОЧНАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОКОРРЕКЦИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Леонтьева Олеся Анатольевна, педагог-психолог
МБДОУ Детский сад № 165 городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению песочной арт-терапии как эффективного метода психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Описаны ключевые аспекты использования песочной терапии в психологической практике, ее влияние на эмоциональное и когнитивное развитие детей. Рассмотрены возможности этого метода в снижении уровня тревожности, агрессивности и развитии коммуникативных навыков у детей. В статье приведены примеры использования песочной терапии в работе с различными типами эмоциональных и поведенческих нарушений.
Ключевые слова: песочная арт-терапия, психокоррекция, дошкольный возраст, эмоциональное развитие, когнитивное развитие, психологическая помощь.
Психологическая помощь детям дошкольного возраста требует поиска гибких и эффективных методов, которые учитывают особенности развития этой возрастной группы. Песочная арт-терапия является одним из таких методов, который предоставляет детям возможность выражать свои чувства и эмоции в безопасной и ненавязчивой форме. Этот метод основывается на использовании песка и фигурок, что позволяет детям создавать миниатюрные миры, в которых они могут проигрывать различные ситуации, выражать свои страхи, переживания и мечты.
Цель данной статьи — рассмотреть песочную арт-терапию как метод психокоррекции в работе с дошкольниками, а также проанализировать ее влияние на эмоциональное и когнитивное развитие детей.
Песочная терапия была разработана швейцарским психотерапевтом Дорой Калфф, которая основывалась на принципах аналитической психологии Карла Юнга. Данный метод включает использование специальных песочниц и миниатюрных фигурок для создания детьми своих собственных «миров». Работа в песочнице стимулирует не только игровую активность, но и способствует развитию внутренних ресурсов ребенка, помогает в решении внутренних конфликтов.
Песочная арт-терапия позволяет детям выразить свои эмоции, которые они не могут или не хотят выражать словами. Дети, особенно дошкольного возраста, часто не умеют полностью вербализировать свои переживания. Песочная терапия позволяет им выразить тревогу, страхи, гнев или грусть через манипуляции с фигурками и создание сцен. Этот процесс не только освобождает детей от накопленных негативных эмоций, но и помогает им научиться понимать и контролировать свои чувства.
В процессе работы с песочной терапией дети могут проигрывать различные ситуации, которые вызывают у них трудности в реальной жизни. Это может быть конфликт с родителями, страх перед детским садом или социальными ситуациями. Через игру и взаимодействие с фигурками ребенок может находить новые решения и адаптироваться к трудным для него ситуациям. Психолог, наблюдая за процессом, может мягко корректировать действия ребенка, помогая ему находить эффективные способы разрешения конфликтов.
Работа в песочнице способствует развитию когнитивных навыков, таких как внимание, мышление и память. Создавая сцены и сценарии, ребенок использует абстрактное мышление, учится строить логические связи и развивать творческие способности. Песочная терапия также стимулирует сенсорное развитие, так как дети активно используют тактильные ощущения в процессе игры с песком.
Песочная терапия создает условия для расслабления и снижения уровня тревожности у детей. Песок, как природный материал, оказывает успокаивающее действие на детей, помогая им справляться с внутренним напряжением. Через создание своего мира ребенок получает контроль над ситуацией, что уменьшает его чувство беспомощности и страха. Это особенно полезно для детей с высоким уровнем тревожности или эмоциональными нарушениями.
Рассмотрим примеры использования песочной арт-терапии в психокоррекционной работе:
1. Работа с детьми, испытывающими страхи. Дошкольники часто сталкиваются с различными страхами, такими как страх темноты, разлуки с родителями или страх перед незнакомыми людьми. Песочная терапия позволяет детям через игру выражать свои страхи и прорабатывать их в безопасной среде. Психолог может использовать песочные сцены для моделирования ситуаций, которые помогают ребенку преодолевать свои страхи.
2. Коррекция агрессивного поведения. Песочная терапия помогает детям с агрессивными проявлениями в поведении найти безопасные способы выражения своего гнева и раздражения. Дети могут проигрывать ситуации, где фигурки конфликтуют или проявляют агрессию, а психолог может предложить ребенку исследовать другие, более конструктивные формы взаимодействия между персонажами.
3. Укрепление коммуникативных навыков. Песочная терапия может быть использована для развития навыков общения у детей с трудностями в социальной адаптации. В процессе игры дети учатся строить диалоги, взаимодействовать с персонажами и находить пути решения конфликтов. Психолог может поощрять ребенка к развитию социальных навыков, таких как совместная игра или выстраивание отношений между фигурками.
Выделим преимущества песочной арт-терапии. Песочная терапия подходит для работы с различными типами эмоциональных и поведенческих нарушений. Она может быть адаптирована для детей с разными уровнями когнитивного и эмоционального развития, что делает ее универсальным инструментом в работе психолога.
Песочная терапия предоставляет детям свободу выражения своих чувств в непринужденной обстановке, что особенно важно для тех, кто испытывает трудности в вербализации эмоций. Этот метод не требует от детей прямого обсуждения их проблем, что делает его менее стрессовым.
Песочница становится своего рода «контейнером» для эмоциональных переживаний ребенка, где он может безопасно выражать и проигрывать свои чувства. Это способствует внутреннему освобождению и восстановлению эмоционального равновесия.
В заключение отметим, что песочная арт-терапия является мощным инструментом психокоррекции, позволяющим детям дошкольного возраста выразить и переработать свои эмоциональные переживания в безопасной игровой форме. Этот метод способствует развитию как эмоциональной, так и когнитивной сфер ребенка, а также помогает в коррекции поведенческих проблем. Внедрение песочной терапии в работу с детьми позволяет психологам эффективно решать широкий спектр задач, связанных с эмоциональной поддержкой и коррекцией поведения дошкольников.
Список литературы
Алексеева, О. В. Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста: практическое руководство. — Москва: Издательство Педагогика, 2019.
Иванова, Л. Н. Психологическая помощь детям через песочную терапию: методы и подходы. // Психология и педагогика. — 2020. — № 5. — С. 45-53.
Кузьмина, Т. А. Использование песочной терапии в работе с детьми, испытывающими тревожность. — СПб.: Издательство «Речь», 2018.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат