ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Леонтьева Олеся Анатольевна, педагог-психолог
МБДОУ Детский сад № 165 городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Аннотация. Статья посвящена исследованию формирования предпосылок школьной мотивации у детей старшего дошкольного возраста. В процессе подготовки к школе у детей формируются не только знания и навыки, но и важные внутренние установки, которые влияют на их дальнейшую учебную деятельность. В статье рассматриваются основные факторы, способствующие развитию школьной мотивации, а также методические рекомендации для педагогов и родителей, направленные на создание условий для формирования положительного отношения к обучению. Особое внимание уделяется практическим методам, которые могут использоваться в образовательных учреждениях для поддержания и развития мотивации у детей.
Ключевые слова: школьная мотивация, дети старшего дошкольного возраста, предпосылки обучения, педагогические методы, родительское участие, эмоциональное развитие.
Школьная мотивация является одной из ключевых составляющих успешной учебной деятельности и в значительной степени определяет, как ребенок будет воспринимать процесс обучения в будущем. Формирование предпосылок школьной мотивации у детей старшего дошкольного возраста — важная задача как для родителей, так и для педагогов, поскольку именно в этот период происходит активное развитие личности ребенка и его отношение к знаниям.
Дошкольный возраст является временем, когда закладываются основные ценности и установки, влияющие на поведение и учебную активность ребенка в дальнейшем. Важно создать такие условия, которые способствовали бы формированию положительного отношения к обучению, интереса к познанию нового и желания достигать успехов.
Понятие школьной мотивации
1 Определение школьной мотивации
Школьная мотивация — это внутреннее побуждение ребенка к обучению, которое включает в себя интерес к знаниям, желание учиться и достигать успехов в учебной деятельности. Мотивация может быть как внешней (например, получение похвалы от взрослых или наград), так и внутренней (удовлетворение от процесса обучения, стремление к саморазвитию).
2 Важность мотивации в обучении
Исследования показывают, что уровень мотивации напрямую влияет на успеваемость и отношение ребенка к обучению. Дети с высокой мотивацией легче преодолевают трудности, более активны на занятиях и имеют более позитивное восприятие учебного процесса. В свою очередь, отсутствие мотивации может привести к негативному отношению к школе и снижению учебной активности.
Факторы, влияющие на формирование школьной мотивации
1 Эмоциональное развитие ребенка
Эмоциональное состояние ребенка играет ключевую роль в формировании его мотивации. Позитивные эмоции, связанные с обучением, способствуют развитию интереса к знаниям. Важно, чтобы дети чувствовали себя комфортно в образовательной среде, а их усилия и достижения отмечались и поддерживались взрослыми.
2 Социальное окружение
Социальное окружение, включая семью, сверстников и педагогов, также оказывает значительное влияние на мотивацию ребенка. Поддержка со стороны родителей, их вовлеченность в учебный процесс и положительное отношение к обучению создают условия для формирования положительной мотивации.
3 Индивидуальные особенности ребенка
Каждый ребенок уникален, и его мотивация может зависеть от индивидуальных особенностей, таких как уровень любознательности, самооценки и темперамента. Педагогам и родителям важно учитывать эти особенности при работе с детьми, чтобы создать индивидуализированный подход к формированию мотивации.
4 Предварительный опыт обучения
Опыт обучения в дошкольном возрасте, включая игры и творческие занятия, также закладывает основы для школьной мотивации. Дети, у которых есть положительный опыт взаимодействия с образовательным контентом, с большей вероятностью будут проявлять интерес к учебе в школе.
Методы и приемы формирования школьной мотивации у детей старшего дошкольного возраста
1 Игровые методы
Игровые методы являются одним из самых эффективных способов формирования мотивации у дошкольников. Игры могут быть направлены на развитие различных навыков и знаний, а также на формирование интереса к учебе. Педагоги могут использовать ролевые игры, обучающие игры и настольные игры, чтобы сделать процесс обучения более увлекательным.
2 Проектная деятельность
Проектная деятельность позволяет детям принимать активное участие в обучении, что способствует развитию их мотивации. Дети могут работать над проектами, связанными с их интересами, что помогает им осознать значимость получаемых знаний и навыков.
3 Позитивное подкрепление
Позитивное подкрепление, такое как похвала, награды и поощрения, помогает детям осознать ценность своих усилий и успехов. Важно отметить достижения ребенка и поддерживать его стремления, что способствует формированию положительной мотивации.
4 Вовлечение родителей
Вовлечение родителей в образовательный процесс играет важную роль в формировании школьной мотивации. Родители могут участвовать в совместных занятиях, проектах и играх, что способствует укреплению отношений и поддержанию интереса ребенка к обучению.
5 Создание комфортной учебной среды
Создание комфортной и поддерживающей учебной среды помогает детям чувствовать себя уверенно и безопасно. Это включает в себя не только физическое пространство, но и эмоциональную атмосферу, где ребенок может свободно выражать свои мысли и чувства.
Практические рекомендации для педагогов и родителей
1 Наблюдение за интересами ребенка
Педагоги и родители должны внимательно наблюдать за интересами и предпочтениями ребенка, чтобы создавать занятия, которые будут вызывать у него положительные эмоции и желание учиться.
2 Использование разнообразных методов обучения
Важно применять разнообразные методы и приемы, чтобы обучение было увлекательным и интересным. Это может включать в себя как традиционные, так и инновационные подходы, такие как использование технологий, игр и проектов.
3 Обратная связь
Регулярная обратная связь о достижениях ребенка помогает ему осознавать свой прогресс и видеть результат своих усилий. Важно, чтобы обратная связь была конструктивной и поддерживающей.
4 Эмоциональная поддержка
Педагоги и родители должны обеспечивать эмоциональную поддержку детям, создавая атмосферу доверия и понимания. Это поможет детям справляться с трудностями и развивать уверенность в себе.
5 Постановка целей
Совместная работа над постановкой достижимых целей помогает детям осознать, что их усилия важны и могут привести к успеху. Это создает основу для формирования внутренней мотивации.
В заключение можно отметить, что формирование предпосылок школьной мотивации у детей старшего дошкольного возраста — это важная задача для педагогов и родителей. Понимание факторов, влияющих на мотивацию, и использование эффективных методов и приемов поможет создать условия для успешного обучения в школе. Интеграция игровых методов, проектной деятельности и вовлечение родителей в образовательный процесс будет способствовать развитию положительного отношения к обучению у детей, что в свою очередь приведет к успешной адаптации в школе и повышению учебной активности. Создание поддержки и эмоционального комфорта для ребенка в этот период является залогом его будущих успехов в учебной деятельности и формировании устойчивой мотивации к обучению. Инвестируя время и усилия в формирование школьной мотивации у дошкольников, мы открываем перед ними двери к миру знаний и возможностей, которые они смогут реализовать в будущем.
Список литературы
1. Ефимова, И. С. Психология мотивации: теория и практика. Москва: Издательство РГПУ, 2019.
2. Петрова, А. Н. Развитие мотивации у детей дошкольного возраста: методические рекомендации. Санкт-Петербург: Питер, 2020.
3. Федорова, Л. А. Мотивация обучения: от теории к практике. Екатеринбург: Урал. государственный университет, 2021.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат