Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

"Художественная литература как средство всестороннего развития детей 4-5 лет". Работа №71202

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
"Художественная литература как средство всестороннего развития детей 4-5 лет"
Работа:
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
Бирюкова Елена Николаевна, воспитатель
НП Школа Глобус г. Зеленоград
Аннотация: Художественная литература занимает важное место в всестороннем развитии детей 4-5 лет. Она способствует не только расширению словарного запаса, но и формированию эмоционального интеллекта, воображения и критического мышления. В данной статье рассматриваются преимущества художественной литературы в раннем возрасте, примеры эффективного использования литературных произведений в образовательном процессе и рекомендации для воспитателей по интеграции чтения в ежедневные занятия.
Ключевые слова: художественная литература, развитие детей, эмоциональный интеллект, воображение, чтение, воспитатели.
Художественная литература является важнейшим инструментом в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. В возрасте 4-5 лет дети активно развиваются, и художественные произведения могут играть ключевую роль в этом процессе. Чтение книг не только обогащает их словарный запас, но и формирует мышление, способствует развитию чувства красоты и морали, а также помогает в эмоциональной социализации. Важно отметить, что в этом возрасте дети начинают осознавать различные аспекты мира вокруг них, и литературные произведения могут стать для них окном в этот мир.
Первое, на что стоит обратить внимание, — это развитие речи. Художественная литература помогает детям расширять словарный запас и улучшать грамматические навыки. Чтение книг с рифмами, повторениями и аллитерациями способствует развитию фонематического слуха, а также помогает детям запоминать новые слова в контексте. Например, произведения Корнея Чуковского, такие как "Мойдодыр" или "Телефон", полны игривого языка и звучных рифм, что делает их особенно привлекательными для детей. После прочтения можно предложить детям придумать свои рифмы или истории, используя новые слова, что не только развивает речь, но и способствует креативному мышлению.
Кроме того, художественная литература способствует развитию эмоционального интеллекта. Чтение книг о дружбе, доброте и честности помогает детям понять и осознать собственные эмоции и чувства других. Классические сказки, такие как "Красная Шапочка" или "Три медведя", могут стать отправной точкой для обсуждения различных эмоциональных состояний персонажей. Воспитатели могут задавать детям вопросы о том, что чувствуют герои, и как бы они поступили в той или иной ситуации. Это развивает эмпатию и учит детей понимать, что их действия могут оказывать влияние на других.
Воображение также является важной частью развития детей, и художественная литература способствует его формированию. Чтение сказок и историй наполняет умы детей яркими образами и помогает им представить мир, в котором происходят удивительные события. Это может быть реализовано через творчество: после чтения книги дети могут рисовать свои любимые моменты или персонажей, создавать свои собственные истории. Например, после прочтения "Гривастого коня" Юрия Дружкова можно предложить детям придумать свою версию приключений коня или нарисовать его в различных ситуациях.
Художественная литература способствует развитию критического мышления. Воспитатели могут задавать вопросы, которые помогут детям осмысливать сюжет и делать выводы. Например, после прочтения сказки можно обсудить, почему герой поступил так или иначе, что могло бы изменить ход событий, или как бы они решили проблему героя. Это не только развивает аналитические способности, но и учит детей высказывать свое мнение и аргументировать его.
Не менее важным является использование театрализованных форм работы с литературой. Ролевые игры и инсценировки помогают детям глубже понять сюжет, а также развивают их артистические способности и уверенность в себе. После чтения книги можно организовать постановку, в которой дети сыграют роли любимых персонажей. Это создаст у них чувство сопричастности к истории и даст возможность применить на практике то, что они узнали.
Стоит отметить, что выбор литературы для детей 4-5 лет должен быть осознанным. Книги должны быть не только интересными, но и соответствовать возрасту, чтобы дети могли легко воспринимать информацию и идентифицировать себя с героями. Современные авторы, такие как Ким Сунг Кю и Ирина Токмакова, создают замечательные произведения, которые затрагивают важные темы и делают это в доступной и увлекательной форме. Важно также обращать внимание на иллюстрации, которые помогают детям визуализировать происходящее в тексте.
Воспитатели могут интегрировать художественную литературу в различные виды деятельности, такие как занятия по рисованию, лепке или конструированию. Например, после чтения книги о животных дети могут создать модели этих животных из пластилина или нарисовать их в их естественной среде обитания. Это не только развивает их творческие навыки, но и помогает закрепить информацию, полученную в ходе чтения.
Обязательным является совместное чтение. Когда воспитатели читают книги вслух, это создает атмосферу доверия и объединяет детей вокруг общей деятельности. Групповое чтение позволяет обсудить прочитанное, делиться впечатлениями и обсуждать возникшие вопросы. Это также укрепляет навыки слушания и внимательности, что является важным аспектом образовательного процесса.
Художественная литература может стать неотъемлемой частью внеклассной деятельности. Организация библиотечных дней, когда дети могут самостоятельно выбирать книги для чтения или рассказывать о своих любимых историях, способствует формированию у них интереса к чтению. Это не только развивает навыки самостоятельной работы, но и помогает детям учиться делиться своими впечатлениями и опытом с другими.
Важным аспектом является и вовлечение родителей в процесс чтения. Воспитатели могут рекомендовать книги для домашнего чтения и предлагать родителям участвовать в обсуждении прочитанного. Это укрепляет связь между домом и детским садом и создает общее понимание важности чтения для развития ребенка.
Таким образом, художественная литература является мощным инструментом в всестороннем развитии детей 4-5 лет. Чтение книг обогащает речь, развивает эмоциональный интеллект, воображение и критическое мышление, а также способствует формированию социальных навыков. Воспитатели могут эффективно интегрировать литературу в образовательный процесс, создавая увлекательные и познавательные занятия, которые вдохновляют детей на дальнейшее обучение и исследование мира.
Список литературы
Изотова Э.И. Роль художественной литературы во всестороннем развитии детей дошкольного возраста // Символ науки. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-hudozhestvennoy-literatury-vo-vsestoronnem-razvitii-detey-doshkolnogo-vozrasta
Пантелеева Н.Г. Приобщение дошкольников к литературному искусству как одно из условий реализации ФГОС дошкольного образования // СДО. 2015. №8 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priobschenie-doshkolnikov-k-literaturnomu-iskusstvu-kak-odno-iz-usloviy-realizatsii-fgos-doshkolnogo-obrazovaniya
Шарапова М.В. Роль литературы в нравственном воспитании детей дошкольного возраста // Символ науки. 2015. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-literatury-v-nravstvennom-vospitanii-detey-doshkolnogo-vozrasta
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×