ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ: РОЛЬ ПСИХОЛОГА В ПОДДЕРЖКЕ УЧЕНИКОВ
Пахотова Александра Михайловна, педагог-психолог
ГБОУ Луганской Народной Республики "Республиканский
учебно-реабилитационный центр"
Аннотация: Статья освещает проблему школьной тревожности, ее причины и проявления, а также роль психолога в профилактике и поддержке учеников. Обсуждаются основные подходы и методы работы с тревожными состояниями, а также значимость создания комфортной образовательной среды. Рассматриваются практические рекомендации для педагогов-психологов, направленные на снижение уровня тревожности и развитие навыков саморегуляции у учащихся.
Ключевые слова: школьная тревожность, профилактика, психолог, поддержка, саморегуляция.
Школьная тревожность представляет собой одно из наиболее распространенных психологических состояний среди учащихся и может существенно влиять на их академическую успеваемость и общее психологическое благополучие. Она может проявляться в различных формах, включая страх перед экзаменами, переживания по поводу оценки своих способностей, а также беспокойство о социальном взаимодействии со сверстниками. Профилактика и работа с тревожностью — важные задачи для педагогов-психологов в учебно-реабилитационных центрах.
Одной из причин тревожности может быть высокая степень ответственности, которую испытывают школьники, стремясь удовлетворить ожидания родителей, учителей и сверстников. Ожидания могут быть как завышенными, так и неоправданными, что создает дополнительное давление на учащихся. Психолог может помочь детям осознать свои реальные возможности и развить более адекватные представления о собственных способностях. Важно объяснить учащимся, что ошибки — это естественная часть процесса обучения, и они не должны восприниматься как провал.
Кроме того, социальные факторы также играют значительную роль в возникновении тревожных состояний. Для детей может быть сложно адаптироваться к новым социальным условиям, например, при переходе в новую школу или классы. Психолог должен быть внимателен к таким изменениям и предлагать поддержку, направленную на развитие социальных навыков и создание позитивной атмосферы в классе. Это может включать в себя организацию групповых занятий и тренингов, которые помогут учащимся наладить коммуникацию и укрепить доверие между собой.
Одним из методов профилактики школьной тревожности является обучение учащихся навыкам саморегуляции и управления стрессом. Психолог может проводить тренинги, где учащиеся будут знакомиться с техниками расслабления, дыхательными упражнениями и методами когнитивно-поведенческой терапии. Обучение таким навыкам позволяет детям лучше справляться с ситуациями, вызывающими тревожность, и способствует формированию более позитивного восприятия окружающей действительности.
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) представляет собой один из наиболее эффективных подходов к работе с тревожностью. Психолог может использовать техники КПТ для помощи детям в осознании своих негативных мыслей и заменять их более позитивными. Например, учащихся можно научить выявлять катастрофические ожидания, которые они могут иметь по поводу предстоящего экзамена, и развивать более реалистичные и конструктивные способы мышления. Это поможет снизить уровень тревожности и повысить уверенность в себе.
Создание поддерживающей и безопасной образовательной среды также играет важную роль в профилактике тревожности. Психолог должен работать над формированием позитивной атмосферы в классе, где ученики чувствуют себя комфортно и уверенно. Это может быть достигнуто через организацию командных мероприятий, где школьники могут взаимодействовать друг с другом, развивая чувства принадлежности и поддержки. Способствуя созданию таких условий, педагог-психолог помогает уменьшить уровень тревожности среди учащихся.
Не менее важным является вовлечение родителей в процесс профилактики тревожности. Психолог может организовать консультации и тренинги для родителей, объясняя, как они могут поддерживать своих детей в трудных ситуациях. Поддержка со стороны семьи является одним из ключевых факторов, способствующих снижению тревожности. Родители должны знать о том, как важно создавать дома атмосферу доверия и понимания, где дети могут открыто делиться своими переживаниями и страхами.
Информационное сопровождение также является важным элементом профилактики тревожности. Психолог может разработать и внедрить в образовательный процесс информационные модули, которые помогут учащимся лучше понимать, что такое тревожность, какие факторы на нее влияют, и как с ней справляться. Это может включать в себя проведение лекций, семинаров и мастер-классов, где будут обсуждаться темы самооценки, стрессоустойчивости и методов работы с эмоциями.
Также важно учитывать и индивидуальные особенности детей. У каждого ученика может быть свой уровень тревожности и специфические триггеры, провоцирующие его. Психолог может проводить индивидуальные консультации, чтобы помочь учащимся разобраться в своих чувствах и переживаниях, а также предложить персонализированные стратегии борьбы с тревожностью. Это может включать в себя создание индивидуальных планов поддержки, которые будут учитывать особенности каждого ребенка.
Помимо этого, важно также обучать педагогов навыкам распознавания признаков тревожности у учеников. Учителя могут заметить изменения в поведении, учебной активности и эмоциональном состоянии детей, что позволит вовремя предложить помощь. Психолог может проводить тренинги для педагогов, обучая их методам взаимодействия с тревожными учениками и подсказывая, какие действия могут быть наиболее эффективными в такой ситуации.
В заключение, профилактика школьной тревожности является важной задачей для педагогов-психологов, которая требует комплексного подхода и внимания к индивидуальным потребностям учащихся. Психолог играет ключевую роль в создании поддерживающей образовательной среды, разработке эффективных методов работы с тревожными состояниями и вовлечении родителей в процесс поддержки. Успешная работа в этой области способствует не только снижению уровня тревожности, но и созданию условий для гармоничного и успешного обучения, что является целью каждого учебно-реабилитационного центра.
Список литературы
Егяна
, О. Н. Работа школьного психолога с тревожными детьми / О. Н.
Егяна
. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14.1 (148.1). — С. 14-17. — URL: https://moluch.ru/archive/148/42027/ (дата обращения: 26.09.2024).
Кочнева Е.М., Зайцева Д.С.,
Алимирзоева
Л.М.К. Психолого-педагогическая профилактика и коррекция неконструктивных форм поведения младших школьников // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-profilaktika-i-korrektsiya-nekonstruktivnyh-form-povedeniya-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 26.09.2024).
Ширванова
Ф.В., Каримова Д.Н. Особенности проявления школьной тревожности // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2019. №1-2 (29-30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniya-shkolnoy-trevozhnosti (дата обращения: 26.09.2024).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат