ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Машина Людмила Михайловна, воспитатель
МБДОУ МО «Центр развития детский сад № 122», г. Краснодар
Аннотация. В статье рассматривается вопрос формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с использованием игровых форм обучения. Представлены ключевые методы и подходы, позволяющие воспитателям организовать образовательный процесс так, чтобы дети становились активными участниками. В работе подчёркивается важность игры как основного способа познания мира для дошкольников. Также рассматриваются современные методы обучения, такие как проектная деятельность и метод проблемных ситуаций, способствующие эффективному формированию финансовой грамотности.
Ключевые слова: финансовая грамотность, дошкольники, игровая деятельность, проектное обучение, метод проблемных ситуаций.
Финансовая грамотность – важная составляющая современного воспитания, и её формирование у детей должно начинаться с раннего возраста. Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2023 г. № 2958-р, рассматривает определение финансовой грамотности как основные знания, умения и навыки, необходимые для принятия финансовых решений в целях достижения финансового благополучия и управления финансовыми рисками.
Главной задачей настоящей стратегии — это развитие государственной политики в этой сфере: от финансовой грамотности как набора знаний и компетенций граждан – к формированию финансовой культуры, включающей в себя совокупность ценностей и установок, влияющих на финансовое поведение человека. Мероприятия стратегии охватывают все возрастные группы и категории населения, поскольку планирование финансов, умение пользоваться платёжными инструментами и формирование сбережений для различных жизненных ситуаций являются необходимыми навыками современного человека в течение всей жизни.
Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение).
Формирование основ финансовой грамотности у детей требует использования разнообразных методов. Реализуя в дошкольных образовательных организациях рабочие программы, воспитателям необходимо применять как традиционные, так и современные формы, позволяющие детям становиться активными участниками учебного процесса. Среди таких форм – игра, беседы, чтение, экскурсии, а также проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы. Эти формы носят интегративный характер, помогая развивать разные виды деятельности детей.
Игра занимает центральное место в образовательном процессе. Благодаря играм дети не только развивают коммуникативные и познавательные навыки, но и приобретают основы финансовой грамотности. Игры могут быть разнообразными: от простых заданий до более сложных ролевых ситуаций. Например, игры «Что нельзя купить?», «Копим и сберегаем» или «Супермаркет» помогают детям понять важность экономии, планирования расходов и правильного распределения ресурсов.
Одним из наиболее эффективных методов является организация ролевых игр, таких как «Универсальный магазин» или «Банк». В этих играх дети учатся назначать цены, рассчитываться «деньгами», производить обмен товаров и услуг. Важно, чтобы воспитатели создавали такие условия, при которых дети могли применять приобретённые знания на практике. Это достигается через использование атрибутов (числовых карточек, условных мерок и т.д.), а также через поощрение самостоятельности в игре.
Другой важной формой обучения является метод проблемных ситуаций. Этот метод позволяет детям погружаться в практические задачи, требующие решения. Проблемные задачи, такие как «На что лучше потратить деньги семьи?» или «Как поступить, если не хватает средств на покупку?», стимулируют активное мышление и поиск ответов на жизненные вопросы. Этот метод помогает развивать у дошкольников умение объяснять явления и принимать решения.
Трудовая деятельность также может быть использована для формирования основ финансовой грамотности. Организация мастерских и «производственных» игр, таких как «Фабрика игрушек» или «Дом мебели», учит детей понимать ценность труда и товаров. Дети могут производить «товары» и продавать их в «магазине», оценивая качество своих изделий и управляя процессом их реализации.
Для реализации знаний о финансовой грамотности можно использовать такие формы, как викторины, конкурсы и театрализованные постановки. Например, викторина «Разумные траты сказочных героев» помогает детям применять свои знания в игровой форме, а театрализованные постановки закрепляют понятия о том, как тратить деньги разумно, экономить и планировать расходы. Такие мероприятия способствуют социализации дошкольников, помогают развивать творческие способности и навыки общения.
Проектная деятельность также играет важную роль в формировании финансовой грамотности. В процессе создания проектов дети учатся планировать, анализировать и применять свои знания на практике. Темы проектов могут быть разнообразными, от «Почему нужно трудиться?» до «Зачем человеку деньги?». Проектная деятельность развивает у дошкольников навыки планирования и учит их видеть результат своей работы.
Таким образом, формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность – это эффективный способ подготовки детей к взрослой жизни. Использование игр, проектов и интерактивных методов обучения позволяет создать такие условия, в которых дети не только узнают о деньгах и их значении, но и учатся применять эти знания на практике.
Список литературы
Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации: Методические рекомендации /Автор-сост. О.В. Морозова. – Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020. – 50 с.
Науменко И.А. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста (5-7 лет): методическое пособие / Науменко И.А.- г. Новокубанск, муниципального образования Новокубанского района, 2023 г., 59 стр.
Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста и родителей: учебно-методическое пособие / авт.-сост.: М. О. Еремина [и др.]. – Калининград: Калининградская книга, 2017 - 48 с. – 200 экз.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат